«… переход из школы в балетную труппу театра мог бы быть для Плисецкой незаметным, если бы не мысль о значительности происшедшего события. Поступление в театр было гранью, отмечавшей начало большого, трудного пути в постижении мастерства.
На этом пути ей встретился наставник, лучше которого не могла пожелать себе балерина. Это была Агриппина Яковлевна Ваганова. В ту зиму она жила и работала в Москве. Эта великолепная балерина вела в Большом театре класс для солистов балета. Первый урок у Вагановой произвел такое впечатление, что Майя записала его дату в своём дневнике: «25-го августа 1943 года».
Занималась Плисецкая у Агриппины Яковлевны всего четыре месяца - потом Ваганова вернулась в Ленинград. Но молодой артистке казалось, будто она занималась у неё по меньшей мере несколько лет - такие большие успехи были сделаны за этот короткий срок.
И, вспоминая уроки Вагановой, Плисецкая говорит: «За многое я благодарна Агриппине Яковлевне - она раскрыла передо мной многие тайны классического танца. Но кроме этого, она еще научила меня любить труд. До встречи с Агриппиной Яковлевной я любила только танцевать. Теперь я поняла, какой увлекательной, интересной, творческой может стать работа, упорный ежедневный труд балерины, как тесно связан он именно с танцем.
Ведь система Вагановой давала мне возможность танцевать свободно, без усилий, так, чтобы труд был незаметен и танец казался непринужденным.
Если теперь что-нибудь не выходит, если встречается какая-либо трудность, то я сейчас же себе представляю, что сказала бы в данном случае Агриппина Яковлевна. Удивительно точно она всё видела и так же точно и безошибочно поправляла учениц. Её «попадание в точку» напоминало мне искусство больших хирургов. Замечания были основаны на абсолютном знании анатомии и законов классического танца, на пристальном изучении индивидуальных особенностей каждой ученицы и поэтому неизменно попадали в цель. Человек сразу «становился на ноги». Большие, казавшиеся неисполнимыми сложности оказывались простыми и легко преодолимыми в ее объяснении. Если она так сказала, это должно было выйти. Если не вышло - значит, движение было исполнено не так, как она сказала. А объясняла она настолько просто, что даже диву давались - как же это мы сами не догадались! Но ведь всё гениальное просто».
А.Я. Ваганова, как ваятель, придавала танцовщицам законченную форму. Она учила их абсолютному владению своим телом, контролю мышечных ощущений. «Корпус - хозяин тела» - было любимым изречением Вагановой, всемирно признанной величайшим педагогом классического танца. Согласно её учению, мышцы корпуса распоряжаются движением ног, корпус также придаёт форму рукам, вернее, как бы приказывает им, какой она должна быть, так как направление рук зависит от ракурса корпуса. Агриппина Яковлевна в своей практике указывала на необходимость развивать мышечные ощущения в поясничной части корпуса - в этом заключался «секрет» силы и устойчивости ее учениц.
Особенное значение Ваганова придавала активной, сознательной работе в классе - недаром вторая часть её изречения гласит: «танцовщица - хозяйка корпуса». «Танец из корпуса» - важнейшее технологическое открытие Вагановой, как и ее положение о вспомогательном назначении рук, поддерживающих танцовщицу в парящих прыжках и стремительных пируэтах.
Совершенную технику Ваганова передавала своим учениицам не ради техники, она учила их прежде всего танцевать, а в каждом танце видеть свою задачу и определенный образ. Когда ученица Вагановой покидала школу и попадала на сцену, мастерство, приобретённое в вагановском классе, подчинялось глубоко эмоциональному, вдумчивому прочтению роли, свойственному русской школе классического танца.
Ваганова воспитала целую плеяду балерин - Семёнову, Уланову, Дудинскую, Иордан, Шелест, Балабину, Вечеслову, Моисееву, Колпакову. Эти танцовщицы очень разные по индивидуальности, но виртуозные, владеющие совершенной школой.
Попав к Вагановой в класс солистов балета, Майя снова стала ученицей. И работа с таким большим мастером много дала ей. Стремление развить свою технику, максимально пополнить свои знания, приобретенная прекрасная школа быстро сказались на росте семнадцатилетней танцовщицы».
Дайняк А.А., Майя Плисецкая, Минск, «Литература», 1998 г., с. 33-36.