«Для того, чтобы развивать андрогинный стиль поведения, женщины должны прежде всего узнать, какими женскими чертами поведения они обладают в избытке, что из этого выходит, к каким это приводит трудностям на пути женщины к лидерству. А всё начинается ещё в детстве. Что видим и слышим мы, женщины, в детстве?
Слишком многим девочкам читают сказки, в которых беспомощные, неуверенные в себе, слабые, но красивые женщины только того и ждут, чтобы их спасли мужчины (принцы). Эти мужчины сильны, уверены в себе и храбры.
Слишком многих девочек сделали чересчур прелестными!
Слишком многие девочки слышат от мам: «Я уж тут управлюсь со стиркой, кухней, уборкой. Иди отдохни (любимый муж), чтобы завтра на работе ты смог постоять за себя».
Слишком многие девочки слышат: «Я так тебя люблю, когда ты такая спокойная и милая», или же: «Не могла бы ты вести себя как настоящая девочка. Ты всё время дерёшься. Мужчины от тебя будут нос воротить!»
Слишком многие девочки рано узнают на уроках Закона божьего о том, каков был грех Евы.
Слишком многие девочки читают в традиционных учебниках по истории о деяниях сильных мужчин. Они не изучают историю сильных женщин, которые были и есть ещё сейчас.
Слишком многие девочки и женщины в пугающем количестве узнают из средств массовой информации, кинофильмов и видео о том, что они соблазняют мужчин, что они должны быть беспомощными и слабыми, что они являются сексуальными объектами, и что смысл жизни они могут найти только через мужчину.
Чему это учит девочек?
Это учит их тому, что:
- девочка самостоятельно не может решить проблему, да это ей и не нужно. Для решения проблем девочкам и женщинам нужны мужчины. Они должны только показать свою слабость, закричать: «Помогите!», - и тут же появится сказочный принц и спасёт их. Девочки не только слабы, они ещё и получают дополнительные баллы за особенно хорошую женственность;
- что голова нужна для косметики. Что для женщин важно быть красивыми, чтобы понравиться мужчинам. Что красивые женщины имеют больше шансов получить социальное признание и богатого мужчину;
- что сила женщины - в том, чтобы убирать, заботиться, ухаживать и помогать;
- что руководство в доме и служба на традиционно женских должностях (медсестра, воспитательница и т. д.) не являются настоящими достижениями;
- что тактичная сдержанность является добродетелью! Что девочке нужно избегать бросаться в глаза по каждому поводу;
- что женщины несут в себе первородный грех и поэтому не должны перечить мужчине;
- что это мужчины построили наш мир;
- что женщины не должны стремиться быть в центре внимания, а должны уступать первенство мужчинам;
- что они не должны добиваться признания, чтобы получить свои права, а должны терпеливо ждать, когда наступит их время;
- быть слабыми, зависимыми, красивыми, глупыми, любимыми и приспосабливаемыми!
Что вследствие этого женщины упускают?
- Возможность подготовиться к самостоятельной жизни в партнёрстве. Зависимость - это болезненное партнёрство!
- Возможность поспорить со своими страхами, чтобы узнать, что обязательные в жизни вещи совсем не опасны.
- Возможность приобрести равноценный опыт.
- Возможность выработать пути преодоления настоящих опасностей, научиться решать проблемы.
- Возможность стать независимыми от внешних условий, как например, от внешнего вида, от телосложения, от ушедшей девичьей красоты.
- Возможность узнать, что даже с ненакрашенным лицом они остаются красивыми женщинами.
- Возможность спланировать свою собственную профессиональную карьеру и выйти в мир, чтобы соответствовать требованиям дня.
- Возможность понять, что и перед ними тоже открыт весь мир.
- Возможность собирать автомобили, самолеты, будильники и разные другие аппараты и таким образом получать первые технические знания.
- Возможность упражнять другую сторону умения «говорить - да!» для того, чтобы быть гармонично развитыми и уметь приспосабливаться, а именно - учиться сбалансированности, уметь говорить «нет!», спорить, обороняться, идти на конфликт, когда что-то вызывает неприятные чувства.
- Возможность спорить с сильными, с авторитетами.
Они уступают мужчинам право диктовать и руководить нашим миром. И у них слишком мало отваги и уверенности в себе, чтобы избрать путь профессионального успеха, защищать и вырабатывать права в этом мире и для женщин тоже!
Мы хорошо понимаем, что Вы, основываясь на этом резюме по вопросам традиционного воспитания девочек, можете подумать: «Это всё чрезмерно преувеличено!» - или «Мне от всего этого не было никакого вреда, так что все не может быть так уж плохо». Конечно же, все перечисленные пункты не относятся ко всем девочкам. Наш обмен опытом с многими сотнями женщин учит нас, что почти каждая женщина в своей жизни сталкивалась с частью из этих враждебных женщинам воспитательных принципов».
Кристель Фрей, Бригитте Кюмбель, Женщина-руководитель, в Сб.: Психология руководства, Самара, «Барах-М», 2005 г., с. 242-245.