Отрицание рационального в художественном творении по Морису Бланшо

Морис Бланшо описывает процесс художественного творения писателя в следующих стадиях (далее дано частично реферативное изложение):

1) Погружение в состояние одиночества, которое можно отождествлять с сосредоточением, «исключающим самодовольную замкнутость индивидуализма»;

2) погружение в состояние самоустранения: то, что пишется, не столько пишется ограниченной писательской рукой, сколько обнаруживает область незавершенного, направляет к всеобщему.

Это обусловлено тем, что «писатель принадлежит языку, которым не говорит никто  […] там говорит только бытие, и это значит, что слово больше не говорит, обрекая себя на чистую бездеятельность бытия». […]

3) творение писателем из себя истины, сопряжение её с «бесконечностью, безвременьем и безбудущностью». В этом смысле литературный текст противостоит дневнику, жёстко привязанному к историчности прошлого, настоящего и возможности будущего, где события четко очерчены и имеют завершенность границы. Литературный текст в отличие от описанных в дневнике событий принципиально возобновляем посредством очередного превращения слов-вещей в образы;

4) наделение литературного слова, с которым работает писатель (прежде всего это метафора) способностью «оживлять неведомые и текучие залежи» привычного, обыденного. Сущностное свойство такого слова - его «утаивание»: в непосредственном, которое «слово обычное сообщает, есть сокрытое дальнее  […] благодаря покрову, каким является язык»;

5) обращаясь к опыту литературы, писатель оказывается в двойственном пространстве: с одной стороны, он выражает мысль посредством определенных слов, но с другой стороны - эти слова уже не те, что были в привычном употреблении. Они становятся явлениями воображаемого, которое никогда не может быть описано в терминах завершенности и предела. Такую ситуацию можно назвать пограничной: писатель находится и в посюстороннем мире, и одновременно в «потустороннем»;

6) «размывание бытия». Творение нельзя упрощённо связывать с движением от объекта к его образу. В точке, объединяющей два мира, свершается размытость бытия, раздвижение границ видимого, совершается скачок из измерения времени в вечность. И именно здесь писатель «обрекает себя на испытание сущностным одиночеством».

Морис Бланшо, Пространство литературы, М., «Логос», 2002 г., с. 17 и 33.