Жанр средневековых «видений»

«В жанре видений назидательная цель достигалась в результате того, что ясновидцу (или визионеру), открывалась судьба грешных и праведных душ.

Здесь весьма часто рассказывалось об участи реальных, всем хорошо известных исторических персонажей, что и обусловило популярность жанра. Видения оказали значительное влияние на позднейшую французскую литературу, в частности на «Роман о Розе» с его сквозным мотивом «откровения во сне».

Значительное место занимали также средневековые «обозрения» - зерцала, содержавшие в себе сведения по какому-либо вопросу либо рассказы о добрых и дурных поступках. В последнем случае пафос жанра заключался в обличении пороков современного общества (как духовенства, так и мирян), нарушающего заповеди христианской морали».

Косиков Г.К., Литература раннего Средневековья / Собрание сочинений, Том 1: Французская литература, М., Центр книги Рудомино, 2011 г., с. 9.

 

Замечу, что ряд литературоведов считает вершиной развития жанра видений «Божественную комедию» Данте.