Трубадуры и куртуазная поэзия

Средневековые поэты южной Франции.

Их название происходит от «trobar» - находить, слагать стихи. Известно около 500 трубадуров, из них  30 – женщин.

Трубадуры воспевали воинские подвиги, радости жизни и  куртуазную любовь и воинских подвигов.

«В XI веке на юге Франции, в Провансе, в Аквитании, возникает (не придумано другого слова - возникает), как бы самозарождается новая культурная традиция - в то же время старая, как сотворение, - лирическая и героическая поэзия, сопровождаемая музыкальным аккомпанементом. Поэты сами писали тексты, музыку, сами же исполняли, кочуя между замков или отправляясь на Восток под знаменами тамплиеров-крестоносцев.
И звались те поэты трубадурами, а поэзия их - куртуазной. Кстати, как знаменательно, что буквальное значение слова «трубадур» - «находящий новое». Они сопровождали свои повествования или излияния души игрой на чем-то вроде арфы, скрипки или лютни. Трубадуры рассказывали разные истории - героические, военные - о героях вроде Роланда, Сида, Сен-Сира графа Тулузского, или Раймбаута Оранского, или графа Гуго, о победителях драконов, сарацинов и прочих неверных и святых. Рассказывали и сплетни под видом баллад: кто с кем спит, и кто чем болен, и сколько у кого имущества.
Шпионили помаленьку.
Но главное, новое, создателями чего они были, - это любовная лирика, это новый культ. Культ Прекрасной дамы. Он возник под влиянием бенедиктинца св. Бернарда Клервосского.
Мария-Богородица в духовной теологии католицизма соединилась с платоническим культом Прекрасной дамы. Явившись нам в XI-XII веках, новая Мария-логия не покидала более подмостков культурной европейской истории ни-ког-да, вплоть до XX века.
В России её певцом был поэт Александр Блок.
Всё напомнило принцессу Уту, завернувшуюся в плащ на портале Браунбургского собора. Она смотрит вдаль - не едет ли её супруг рыцарь Эгарт. А пока скажем лишь в общих чертах о поэтах-трубадурах, историках, скитальцах, отчаянных авантюристах без будущего и прошлого, людях самого пестрого происхождения, от аристократов до простолюдинов.
Истории альбигойцев-трубадуров, миннезингеров посвящены многие исследования. Автор одного из них, «История альбигойцев», Наполеон Пейрат пишет: «Подобно Греции, Аквитания начала с поэзии. В Аквитании, как и в Элладе, источник поэтического вдохновения находился на укрытых облаками вершинах гор» (История альбигойцев, М., 1992, с. 47 и 51).
Вот и замыкается круг непрерывности гомеровской традиции аэдов-трубадуров, возвращаясь по спирали на круги своя, ибо и в лирике средневековой Европы мы видим тени героического эпоса и слышим струнные звуки кифар...»

Волкова П.Д., Мост через бездну, М., «Зебра Е», 2014 г., с. 77-78.

 

Разорение в результате войн южной Франции привело к переселению трубадуров в Испанию и Италию...