Методологические тенденции и типология бессмертия по Е.П. Варламовой

«Мы уже сформулировали основные методологические тенденции современной культуры:

1. От типичного к уникальному - от выделения типичных, общих закономерностей психики человека вообще к выявлению его уникальных возможностей.

2. От актуального к потенциальному - от работы с тем, что уже есть в реальной жизни человека, к освобождению его внутреннего источника безграничного жизненного потенциала.

3. От элементаризма к целостности - от исследования отдельных элементов и функций психики к изучению единства, интегральности психической организации человека в масштабе его целостного жизненного пути.

4. От детерминизма к индетерминизму - от внимания к детерминантам развития психики человека к выявлению возможностей его самодетерминации и самоопределения.

5. От низшего к высшему - от изучения простейших, первичных элементов психики к исследованию сложных экзистенциальных, духовных феноменов жизни человека.

6. От закрытости к открытости - от понимания психики человека как относительно закрытой системы к постулированию её принципиальной открытости и незавершённости.

7. От однозначности к полифоничности - от попыток дать завершённое однозначное описание человека к принятию его принципиальной многомерности.

8. От равновесия к взрыву - от гомеостатической, равновесной модели развития человека к принятию напряженно-творческой, пассионарной модели.

9. От смертности к бессмертию - от постулирования конечности жизни человека к идее его социокультурного бессмертия в масштабе человечества.

На основе этих тенденций можно определить бессмертие как творческое усилие, устремлённое в будущее. А говоря более конкретно, бессмертие реализуется через напряжённое индетерминированное сотворчество отдельного человека с человечеством в целом, направленное на полифоничное воплощение его уникального духовного начала, обращенное в будущее и поэтому принципиально незавершимое.

Единицами бессмертия в конкретной человеческой судьбе являются «жизненные творческие задачи, как специфические события реального жизненного пути человека, которые требуют с его стороны беспрецедентных творческих усилий, способствуют становлению его уникальности и имеют стратегически важное значение».

Можно сказать, что именно в творческих задачах человек преодолевает смертность в себе и в определенном социокультурном пространстве, развивая и в себе, и в нём новый жизненный потенциал.

На основе типологии психогенеза в рефлексивно-гуманистическом подходе (С. Ю. Степанов, Е. П. Варламова) можно предложить типологию бессмертия (таблица).

Типология бессмертия

 

Типология бессмертия

Уровни проявления человека

Типы бессмертия

Формы бессмертия

Индивид

Физическое

Рождённые дети

Личность

Личностное

Я-концепция, самооценка, харак­тер, личные ценности

Индивидуаль­ность

Социальное

Воспитанные дети, система лич­ных и деловых отношений, соз­данные общественные института

Творческая уникальность

Творческое

Результаты профессиональной деятельности - шедевры, кон­цепции, теории

Феноменаль­ность

Культурное

Общечеловеческие ценности - идеи, движения, парадигмы, творческий потенциал человечес­тва

 

Тип бессмертия, являющийся ведущим в жизни конкретного человека, определяется масштабом жизненных задач, которые он перед собой ставит, формами жизни, которые он порождает, и уровнем уникальности, который он воплощает в собственном жизненном пути. Например, воплощение уникальности своего генотипа в детях - это проявление физического бессмертия. Оно свойственно всем живым существам, не только человеку.

А вот образованные и воспитанные дети, личные и деловые отношения, организованные общественные институты - это воплощение своей социальной уникальности, что представляет собой тип социального бессмертия. Если творческие усилия человека направлены на воплощение личностной уникальности - саморазвитие, самоопределение, рост жизненного потенциала, в этом проявляется личностный тип бессмертия.

Творческие усилия, направленные на реализацию уникальности собственного творческого потенциала, воплощающегося в ценностях во всех областях человеческого знания - науке, искусстве, технике - характеризуют творческое бессмертие. Результаты творческих усилий, имеющие значение в самом широком социокультурном масштабе, общечеловеческом, делают самого творца феноменом культуры и реализуют тип культурного бессмертия.

Таким образом, бессмертие - это полифоническое воплощение уникальности человека, оно неизбежно и может выражаться в любой форме, как материальной, так и виртуальной. А различные формы воплощения уникального жизненного потенциала человека реализуют соответствующие формы его бессмертия. То есть любой реальный или виртуальный источник новой жизни, созданный самим человеком, это и есть форма выражения его бессмертия. У человека совсем нет выбора - быть или не быть бессмертным. Но в его силах выбрать форму бессмертия - бессмысленное разрушение или творческое созидание.

То есть смысл каждого мгновения жизни человека определяется направленностью реализации его бессмертия - это либо порождение смерти (небытие), либо творение жизни (бытие). В первом случае его усилия ведут к уменьшению жизненного потенциала, развитию разрушительных начал в соответствующем социокультурном масштабе, а во втором - к преумножению созидательных начал жизни.

Стихийное течение жизни (естественный процесс старения, отрицательные эмоции, жесткость и примитивность бытового общения, разрушительное действие массовой культуры и т. д.) обычно «сносит» человека в сторону порождения смерти. Поэтому для реализации своего бессмертия именно в форме бытия ему необходимо проявлять высокий уровень жизненных усилий - для компенсации стихийных разрушительных тенденций и порождения источников жизненных начал».

Варламова Е.П., Проблема бессмертия: рефлексивно-гуманистический подход, в Сб.: Психологические проблемы самореализации личности, Выпуск 4, Изд-во СПбГУ, 2000 г., с. 109-111.