Встреча непрофессионального / нетребовательного Наставника
Самостоятельное решение ЗадачиСамостоятельное решение сложной Задачи
X
Встреча непрофессионального / нетребовательного Наставника
Самостоятельное решение ЗадачиСамостоятельное решение сложной Задачи
X
«Иван Кулибин родился в семье купца-раскольника и с самых ранних лет был связан с купеческой средой Нижнего Новгорода, с её нравами и культурой. […]
В городах при Петре I были впервые созданы народные школы, которые носили название цифирных школ. Но посадские люди, как во времена Петра I, так и позднее чуждались этих школ.
Достаточно сказать, что в 1744 г. в цифирных школах не было ни одного ученика из посадских. Когда в 1719 г. была сделана попытка ввести обязательное обучение посадских детей в школах, то от купцов и посадских людей посылались в Сенат «челобитные». В обязательном обучении детей они видели для себя разорение.
Они предпочитали школьному образованию обучение детей на дому. Правительство Петра I, учтя это, вынуждено было освободить посадских детей от обязательного посещения цифирных школ и сделать это обучение желательным, но не обязательным.
В этом отрицательном отношении купцов и вообще посадских людей к школьному образованию сказалась не одна их косность, а и соображения профессионального характера.
Цифирные и духовные школы того времени были мало приспособлены для сообщения и навыков, нужных купцу и ремесленнику. Цифирные имели в виду подготовку чиновников, а духовные школы - служителей культа. Купцы были и в то время искренне убеждены в невозможности подготовки их детей к торговому делу школьным путём, т. е. с отрывом от торговли.
Отец Кулибина по примеру людей своего сословия также отказался дать сыну школьное образование, так как хотел его сделать своим преемником по торговле мукой, а не чиновником.
По обычаю того времени, он отдал Ивана на обучение дьячку, который обучил его грамоте (чтение псалтыря, часослова) и счёту. Это считалось вполне достаточным для детей посадского сословия, каким был Кулибин. По окончании «грамоты» дети купцов с 10 до 15 лет обучались «купечеству». Для этих целей их подключали к торговому делу. Они сидели в рядах за товарами, а когда было нужно и возможно, ездили для торгов в дальние города вместе «с отцами или с братьями и с свойственниками и с товарищами».
Иван Кулибин, подобно всем своим сверстникам из торговых людей, был поставлен за прилавок обучаться торговле мукой. Отец хотел сделать из своего сына такого же опытного купца, каким был он сам. Но любознательный и не по возрасту умный мальчик оказался мало подходящим для этой цели.
Молодой Кулибин скучал, когда занимался развеской муки, и, наоборот, как нельзя лучше чувствовал себя, когда что-нибудь мастерил или придумывал. Он проявлял активный интерес не столько к торговому Делу, сколько к созданию различных игрушек, «флюгеров, толчеи, меленок», которые были, по мнению отца, безделушками, а занятия ими - вредными. Они отвлекали его сына от занятий торговлей. Отец не раз находил его спрятавшимся за мешками с мукой и вырезавшим шестеренки, флюгера и проч., и это не на шутку сердило его. […]
Полным хозяином своей судьбы Кулибин стал только после смерти отца. При его жизни изобретатель не мог даже и мыслить бросить торговлю и заняться своим любимым делом. Идти наперекор воле отца он не мог. Он не мог решиться на это даже будучи женатым, когда ему было 24 года.
Только после смерти отца Иван Петрович продал мучную лавку и всецело посвятил себя часовому делу. С этого времени он начинает стремиться к освоению высшего класса часового искусства, отказавшись от изготовления медных часов, несмотря на прибыльность этого дела.
Он продал все изготовленные до того медные часы, а на деньги, вырученные от их продажи, купил испорченные карманные часы и на них начал изучать часовой механизм».
Пипуныров В.Н., Раскин Н.М., Иван Петрович Кулибин, М.-Л., «Наука», 1986 г., с. 24-25 и 33.