Становление доклассического научного знания: переход от мифов к понятийному мышлению

«С середины I тысячелетия до н.э. в Древней Греции происходит интеллектуальная революция - переход от образного к понятийному мышлению, от мифа (рассказа) к логосу (науке).

Сферы мифологии и научного познания (философии) разграничиваются. Наука как автономизировавшееся знание о природе («физисе»), будучи еще  слаборасчленённой, приобретает тогда целостность, столь трудно ныне достижимую.

Компонентами античной науки были и специальные знания, и общие концепции, получившие уже в новое время наименование натурфилософии (этому слову придавали сначала положительный, а затем отрицательный оттенок). […]

С VI в. до н.э. в окраиных греческих городах возникает философия и наука: в Малой Азии - «ионийская» (милетская школа и др.), в Южной Италии и Сицилии - «италийская» (пифагорейцы, элеаты и др.).

Ионийские мыслители создавали вещественную «физиологическую» картину мира, которая в большой мере была связана с гомеровско-гесиодовским эпосом. Ионийцы искали то первоначало («архэ») всех вещей, из которого они возникают, тогда как само это естество остаётся».

Круть И.В., Развитие общенаучных оснований геологий, М., «Наука»., 1995 г., с. 40-41.

 

«Закон трёх стадий» Огюста Конта о развитии научных представлений