Переход от наглядных рисунков к символам и понятиям по Г.А. Голицыну

«…эволюция - от образных представлений к абстрактным понятиям, от образа - к знаку, не претендующему на изобразительность, характерна для многих естественных и искусственных языков.

Напомним переход от пиктографического (рисуночного) письма к идеографическому. Или эволюцию географических карт: там, где прежде изображались горы, города, леса, населяющие их животные, сегодня мы видим лишь условные значки, непонятные без расшифровки. Подобную же эволюцию проделал сравнительно недавно язык радиосхем: от наглядных изображений катушки, лампы, конденсатора – к условным символам, имеющим очень мало общего с изображаемыми предметами.

Эта «символизация», освобождение от образности, переход от образа к понятию и изображающему его знаку - процесс совершенно закономерный. Он возник в ходе эволюции как необходимость, как средство более эффективного решения встречающихся в жизни творческих задач. Он расчистил путь к возникновению языка, математики, логики и абстрактного мышления - мышления понятиями. […]

Изобретение Декарта открыло дорогу для применения алгебраических методов там, где традиционно господствовал рисунок, чертёж (в частности, и в самой геометрии – «аналитическая геометрия»). Однако внедрение новой технологии, несмотря на её преимущества, проходило непросто: на протяжении целого столетия шла борьба между сторонниками знака и рисунка, алгебраических и геометрических методов. […]

«Искусство знаков или искусство обозначения представляет собой чудесное пособие, так как оно разгружает воображение... Следует заботиться о том, чтобы обозначения были удобны для открытий. Это по большей части бывает, когда обозначения коротко выражают и как бы отображают интимнейшую сущность вещей. Тогда поразительным образом сокращается работа мысли»                        Лейбниц

В «Началах» И. Ньютона ещё вовсю используется геометрический язык. Хотя сам Ньютон виртуозно владел алгебраическими методами, однако в его отношении к ним сквозит некое высокомерие: «Алгебра - это анализ для неумех в математике». Очевидно, это надо понимать так, что с появлением алгебры методы решения задач сделались регулярными и общедоступными, независимыми от геометрической интуиции и изобретательности. На самом же деле потребность в изобретательности не исчезла, она просто перекочевала на более высокий, знаковый уровень, что в скором времени и было доказано буйным расцветом творчества в области аналитических методов.

Важным этапом в развитии этого направления было внедрение аналитических методов в механику. Уже Галилей использовал формулы для описания движения, однако в целом механика оставалась царством геометрических методов. Прорыв был совершен «Аналитической механикой» Лагранжа. В предисловии автор так характеризует главное достоинство своего труда:

«В этой работе совершенно отсутствуют какие бы то ни было чертежи. Излагаемые мною методы не требуют ни построений, ни геометрических или механических рассуждений, они требуют только алгебраических операций, подчиненных планомерному и однообразному ходу».

Вслед за механикой символизации подверглись и другие области физики. Так, в термодинамике Дж. Гиббс заменил наглядные, но громоздкие циклы более мощным и универсальным оружием термодинамических потенциалов. Электродинамика очень быстро отказалась от наглядных образов, использованных Дж. Максвеллом при её построении. А в атомной физике представления об орбитах электронов, волнах, укладывающихся на них, переходах электронов с орбиты на орбиту, были вытеснены аппаратом квантовой механики, для которой ненаглядность сделалась почти что философским кредо».

Голицын Г.А., Информация и творчество: на пути к интегральной культуре, М., «Русский мир», 1997 г., с. 228-229 и 231-233.


Закон вытеснения человека из системы по Б.Л. Злотину.