Подбор креативных / творческих сотрудников
Команда творческой личности-лидераКоманда творческой личности-лидера
X
Подбор креативных / творческих сотрудников
Команда творческой личности-лидераКоманда творческой личности-лидера
X
«Его любимыми выражениями были «близкое сотрудничество» и «комплексное проектирование».
В других компаниях продукт последовательно переходил от инженеров к дизайнерам, от производителей к распространителям; в Apple все отделы работали над проектом одновременно.
«Мы хотели делать цельные вещи, а значит, нам требовался цельный подход», - говорил Джобс. Тот же принцип действовал и при найме ключевых сотрудников. Кандидаты должны были встречаться не с менеджерами соответствующих отделов, а с их главами - Куком, Теваняном, Шиллером, Рубинштейном, Айвом. «А после собеседования мы все собирались и обсуждали, подходит ли нам данный конкретный человек», - рассказывал Джобс. Он постоянно был настороже, чтобы не допустить в компании засилья посредственностей:
«В большинстве случаев разница между лучшим и средним составляет 30 % или около того. Наиболее удачный полёт на самолёте или особенно вкусный ужин будет на 30 % лучше, чем обычно. Но Воз был в 50 раз лучше рядового инженера. Он мог проводить совещания в собственном воображении. Создавая команду Мас, я хотел набрать в неё именно таких специалистов. Первоклассных игроков. Мне говорили, что они не уживутся или не сработаются. Но я понял, что первоклассные игроки любят работать с первоклассными игроками - просто им не нравится иметь дело с посредственностями. В Pixar вся команда состояла из игроков высшего уровня. Вернувшись в Apple, я стремился к тому же. Процесс найма должен затрагивать все отделы. Когда мы нанимаем кого-нибудь в отдел маркетинга, я отправляю его поговорить с дизайнерами и инженерами. Моя ролевая модель - Роберт Оппенгеймер. Я читал о том, каких людей он отбирал для создания атомной бомбы. Мне, конечно, до него далеко, но я мечтал о чём-то подобном».
Процесс поиска порой оказывался мучительным, но у Джобса был нюх на талант. Когда они искали дизайнеров для разработки графического интерфейса новой операционной системы Apple, Джобс получил письмо от одного юноши и пригласил его на собеседование. Встреча прошла неудачно - кандидат очень нервничал. В тот же день Джобс наткнулся на него - тот в унынии сидел в приемной. Юноша попросил Джобса взглянуть на одну из его идей. В ролике, сделанном в Adobe Director, демонстрировалось, как уместить большее количество иконок на панели задач. Когда юноша наводил курсор на одну из них, тот превращался в лупу и увеличивал выбранную иконку. «Ничего себе, сказал я. И тут же принял его на работу», - вспоминал Джобс.
Эта функция стала одной из самых симпатичных особенностей Mac OSX, а позже тот же дизайнер придумал инерционную прокрутку для мульти-тач-экрана (прелесть этой функции состоит в том, что изображение продолжает прокручиваться ещё мгновение после того, как вы провели пальцами по трекпаду).
Работа в NeXT закалила Джобса, но не смягчила его. Он так и не удосужился повесить на свой «мерседес» номерной знак и оставлял автомобиль на парковке для инвалидов рядом со входом, иногда занимая два места сразу. Это стало поводом для бесконечных шуток. Сотрудники рисовали знаки со слоганом: «Паркуйся иначе», а кто-то добавил к изображению инвалидного кресла несколько штрихов - получился логотип «мерседеса».
В конце почти каждого собрания Джобс выдавал новую идею или стратегию - в своей обычной резкой манере. «У меня тут возникла потрясающая идея», - говорил он, даже если до него это уже предложил кто-то другой.
Ещё он мог сказать: «Я не хочу этим заниматься, потому что это полное дерьмо». Порой, когда он был не готов решать ту или иную проблему, он её какое-то время просто игнорировал.
Возражения разрешались и даже поощрялись, и иногда Джобс проникался уважением к оппоненту. Но надо было быть готовым и к тому, что он, выслушав противника, может налететь на него и откусить ему голову. «Его невозможно переспорить, но можно постепенно убедить, - говорил Джеймс Винсент, талантливый молодой рекламщик, работавший с Ли Клоу. - Ты что-нибудь предлагаешь, а он говорит: что за чушь! А потом вдруг приходит и выкладывает всем твою идею, и тебе хочется сказать: постойте, я же это предлагал две недели назад и вы сказали, что это чушь! Но вместо этого говоришь - отлично, давайте так и сделаем».
Людям также приходилось мириться с неверными или нелогичными суждениями Джобса».
Уолтер Айзексон, Стив Джобс, М., «Астрель», 2012 г., с. 413-414.