Отдельные творческие решения в искусстве
Первобытная историяПервобытная история человечества
X
Отдельные творческие решения в искусстве
Первобытная историяПервобытная история человечества
X
«Первая находка палеолитического искусства сделана в 1836 г. археологом Э. Лартэ в гроте Шаффо - это пластинка с гравировкой, изображающей двух ланей. Время от времени при раскопках находили много мелких предметов, в подлинности которых не сомневались. Иная судьба была у наскальной живописи.
Испанский археолог-любитель М. де Саутуоло в 1879 г. осматривал пещеру Альтамира, которую теперь называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Его 9-летняя дочь заметила на низком потолке одного из фотов бегущих быков красного цвета. Саутуоло пытался доказать, что наскальные рисунки являются творчеством палеолитического человека. Однако до конца его дней учёные не верили в подлинность рисунков, даже считали, что они выполнены одним из французских художников, гостивших у Саутуоло.
В начале XIX века во Франции, Испании, Монголии и других странах стали появляться сведения о находках пещерной живописи.
Пещеры с рисунками были найдены во всех частях света - Африке, Европе, Азии, Австралии.
Техника выполнения рисунка. Почти все наскальные рисунки найдены на высоте 1,5-2 м, а иногда и на потолке, вероятно, люди пользовались подставками, так как в одной из пещер Австралии недалеко от изображений животных лежит ствол дерева. Для выполнения скальных гравюр художник использовал грубый режущий инструмент. Такие резцы были найдены на многих стоянках. В позднепалеолитических слоях были обнаружены скопления краски, например охры. Из Альтамиры известны фрески в три цвета - белый, черный, красный.
Пропорции и законы перспективы на рисунках не соблюдались. Детали изображены настолько точно, что передают особенности поведения животных - состояние покоя, бег, облизывание, ухаживание и др. Рисунок голов оленей расположен так, что сразу понятно - олени плывут. Движения на многих рисунках достигаются поворотами ног, головы, наклонами тела, вытянутыми или согнутыми ногами.
Палеолитические художники были хорошими натуралистами и наблюдателями. Они с такой точностью передавали характерные особенности животных, что палеонтологи с точностью до вида определяют их таксономическую принадлежность. Несмотря на то что рисунки стилизованы, они очень узнаваемы. Некоторые рисунки выполнены пальцем по глине, так называемые макаронные рисунки. Первобытные художники иногда использовали готовые формы сталагмитов или натеки, чтобы создать фигуру лошади, бизона, мамонта. Так, бизон из пещеры Кастильо встал на дыбы - он вырезан из сталагмита, а рога и копыта его гравированы.
Рисунки и скульптуры были окрашены либо одним, либо несколькими природными красителями. Жёлтая, красная и коричневая краски приготовлялись из окиси марганца, белая - из каолина, для желтых и красных оттенков использовался лимонит или гематит. Древесный уголь давал черную расцветку. Красители готовили на воде или жире. Во многих пещерах найдены сосуды, углубления, раковины, очевидно, служившие вместилищем для краски (Елинек, 1972). Изображение животных. В сюжетах палеолитических рисунков и скульптур выступает их прямая связь с существованием людей - с охотой на животных - быков, лошадей и мамонтов. Мясом питались, из шкур делали одежду, из костей - орудия, из рогов - скульптуры. Приходилось и защищаться от хищников.
Поэтому первая и главная тема искусства - тема зверя. Искусство было связано с потребностями людей, изображалось то, чего хотелось больше всего, например, мамонт - желанный объект охоты - часто встречается в наскальной живописи.
А. Леруа-Гуран провёл статистическую обработку найденных рисунков. Всего в 66 пещерах были обнаружены изображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей и оленей, 84 северных оленя, 36 медведей, 29 львов и 10 носорогов.
Множество изображений животных было найдено на рукоятках орудий, дротиков, жезлов. Человек изображал охоту с определёнными практическими целями - заворожить зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты. Особый интерес представляют изображения ран на теле животного. Иногда это ямки от копий, т.е. художник метал копьё в рисунок, как в живую добычу. Много раз изображается кровь в виде полосок, вытекающая из ран, дротики в теле зверя. В некоторых пещерах есть изображения ям-ловушек, ловчих изгородей. На некоторых изображениях сверху прорисованы руки, может быть, человек накладывал руки на изображение жертвы, чтобы магическим путем подчинить её себе.
Об утилитарном характере рисунков свидетельствует факт наслоения изображений. Смысл таких наслоений - сгустить количество животных, магически обеспечить удачу промысла. Палеолитические охотники хорошо знали анатомию животных, изображали не только очертания животного, но и его внутренние органы, например, красным обозначали сердце. У мамонта из Испании и рыбы из Арктики видны внутренности. Часто на рисунках обозначали хребет, заштриховывали мускулы.
Тема размножения возникала у палеолитического человека, когда добыча иссякала и людям приходилось мигрировать в другое место. Так можно толковать изображение самки бизона с открытой вульвой и самца с эректированным пенисом, глиняные валики, изображающие половые органы. Возможно, эти изображения использовались в культовых обрядах, ритуалах, связанных с размножением зверей. Повторение сюжета самки и самца, преследующего её, можно встретить во многих рисунках из разных пещер. Изображали и беременных особей, особенно интересно изображение маленькой лошадки - зародыша во чреве большой. […]
Австрийский Учёный И. Эйбл-Эйбесфельдт доказал, что многие из наших эстетических оценок обусловлены филогенетически и являются видоспецифическими особенностями человеческого восприятия. В частности, он предложил теорию «всеобщего детоподобного идеала красоты».
Согласно ей, в процессе эволюции эстетические представления и предпочтения человека все больше смещались в сторону всего того, что свойственно молодости. Именно эта система предпочтений оказывается первичной по сравнению с предпочтениями культурного и этнического характера. Специальные исследования, проведенные в разных этнических группах, показывают, что для людей разных рас и культур привлекательными кажутся те черты, которые свойственны ребёнку по сравнению со взрослыми - более тонкие черты лица, слабо выступающие челюсти, высокий и выпуклый лоб. Именно эти черты образуют шкалу признаков, по которой современные исследователи оценивают «прогрессивность» или «примитивность» ископаемых находок древних людей. В соответствии с теорией Эйбл-Эйбесфельдта, эстетическое предпочтение при половом отборе должно было способствовать закреплению современных «прогрессивных» черт в ущерб архаическим, «примитивным».
Так, человек стал «творить самого себя», отбирая варианты, наиболее отвечающие его первичным эстетическим представлениям - с ослабленным рельефом, высоким и округлым черепом, небольшим лицом. Так происходил эстетический отбор».
Дерягина М.А., Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты, М., Изд-во «УРАО», 2003 г., с. 189-191 и 195.