Необходимость научных дебатов по П.Л. Капице

«Возьмём общие собрания Академии наук [...] на них заслушиваются интересные доклады, но чаще это профессорские лекции для пополнения образования, а не научные дискуссии.

Почти нет дебатов [...] нет даже стремления вызвать дебаты. А ведь дебаты не возникают сами  собой, их надо культивировать.

Для этого надо заранее выбрать наиболее важные и острые вопросы, одновременно подобрать и подготовить оппонентов.

Мне часто кажется, что как будто мы в научной среде даже боимся дебатов и определённых оценок.

Может быть, это потому, что мы ещё считаемся с ложным самолюбием, основанным на неправильном представлении, будто хороший учёный не может ошибаться, ибо «ошибка» его должна дискредитировать. Мы как будто забываем, что «только тот не ошибается, кто ничего не делает» [...].

Только преодолевая ошибку за ошибкой, вскрывая противоречия, мы получаем всё более близкое решение поставленной проблемы.

Ошибки не есть ещё лженаука. Лженаука - это непризнание ошибок».

Капица П.Л., Единение науки и техники, газета  «Правда», от 17.04. 1941 г.