Начиная с XVIII века в Европе и Америке растёт число творческих личностей - женщин.
X
Начиная с XVIII века в Европе и Америке растёт число творческих личностей - женщин.
X
«По сравнению с античностью или средневековьем культура Ренессанса является культурой феминизированной. Предшествующие эпохи, ставя перед женщиной лишь предначертанные ей природой задачи, ограничивали и обесценивали её участие в общественной жизни и, следовательно, элиминировали её из числа образцов для подражания. Даже поклонявшийся Лауре Петрарка сравнивал женщину с дьяволом.
В просвещённой среде эпохи Ренессанса женщину перестают ограничивать узким кругом задач, предначертанных ей природой.
Почтенная христианская матрона уже не может служить эталоном; меняется характер образования женщины и её общественная роль.
Появляются поэтессы - фаворитки вельмож, приятельницы художников, эрудированные и сильные индивидуальности. Многих из них, таких, как Тулия де Арагона, Зефетта Гримани, Джулиа Феррарес, сравнивали с гречанкой Сапфо или даже с Аспазией. Правда, Тулия была весьма посредственной поэтессой, но её произведения свидетельствуют о том, что она знала Платона и Аристотеля.
Хорошо знающие древнегреческую и римскую литературу, куртизанки должны были исполнять функции жриц, воплощающих идеал обаяния, прекрасного, красоты жизни. Установить контакт с богатыми куртизанками, во дворцах у которых собиралось изысканное общество того времени, было порой довольно трудно. Приходилось, например, месяцами выжидать возможности попасть во дворец Лукреции Романы в Риме, чтобы с нею поговорить. О некоторых из них писалось даже в философских трактатах. Профессор Падуйского университета Спероне Сперони делает Тулию одной из участниц «Диалога о любви», где она ведёт беседу с Бернардом Тессо.
Красота знаменитых женщин ценилась наравне с их обаянием, общей культурой, образованием. Сохранившиеся портреты несравнимы с поэтическими описаниями, на которые были так щедры поэты-современпики. Из писем, воспоминаний и лирических признаний всплывают образы светловолосых красавиц с матовым цветом лица и сверкающими глазами. В литературе тема прекрасной женщины появляется все чаще. Примером этому может служить «Азоланские беседы» Пьетро Бембо или другие многочисленные диалогические трактаты о любви. Флорентийские дамы, с которых написаны многочисленные портреты (особенно много их принадлежит перу художника Доменико Гирландайо), олицетворяют наиболее распространенный и ценимый в то время тип красоты.
Интерес к духовному облику человека обусловливает внимание к его лицу, мимике, улыбке; последнюю особенно ценил Леонардо, считавший, что «улыбка - это отблеск души».
Прототип идеала ренессансной женской красоты можно найти уже у Боккаччо, который, выступая против идеала византийской красоты, характеризовал прекрасное лицо как лицо с цельной дугой бровей (византийский идеал - две дуги). Согласно Боккаччо, идеальная красавица должна иметь большую голову, орлиный нос, полную грудь, широкие плечи, прямой (не выпуклый, как в средневековье) лоб, карие, миндалевидные глаза с серьезным или «лукаво стреляющим» взглядом'.
Описания, которые мы находим в новеллах Боккаччо, подтверждают пристрастие писателя к этому типу красоты, ставшей популярной в высоком Возрождении».
Алиция Кучиньская, Прекрасное. Миф и реальность, М., «Прогресс», 1977 г., с. 112-113.