Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Положение ирландского барда определено в седьмом столетии в «Приложении к закону Crith Cabhlach»: «Бард не имеет законченного образования, но у него есть звания».
Однако из более поздней «Книги Ollaves» (ставшей частью «Книги Беллимота» четырнадцатого века) делается ясно, что дошедший до седьмого года поэтического обучения - всё равно что студент, прослушавший университетский курс, но не сдавший экзамен на бакалавра.
К тому времени ученик помнил наизусть половину положенных историй и поэм, но не изучил ещё более сложную просодию и метрическую структуру и недостаточно знал древний язык. Тем не менее, этот семилетний курс был куда более трудным, чем курс в поэтических школах Уэльса, где и статус бардов был соответственно ниже. Согласно валлийским законам, Penkerdd, или главный бард, имел при дворе звание лишь десятой степени и сидел слева от престолонаследника, будучи равным главному кузнецу.
Основным занятием ирландского учителя-поэта было доведение сложной поэтической истины до афористического выражения. Он знал историческое и мифическое значение каждого употреблённого им слова и вовсе не заботился о признании своего труда обыкновенными людьми: значение имела только оценка его коллег, встречи с которыми редко обходились без импровизированного состязания в поэтической премудрости. […]
У англосаксов не было посвященных учителей-поэтов, только менестрели, и английская поэтическая традиция получена как бы из третьих рук через нормандско-французские сказания от бриттских, галльских и ирландских источников. Это объясняет, почему в Англии нет подсознательно почтительного отношения к званию поэта, которое вы всегда найдете в отдаленных селениях Уэльса, Ирландии и Шотландии.
Английские поэты как бы всегда извиняются за свою профессию, если они не в литературном кругу, и называют себя чиновниками или, если им приходится свидетельствовать в суде, - государственными служащими, журналистами, учителями, писателями, короче говоря, кем угодно, только не поэтами. Даже звание поэта-лауреата было введено лишь Карлом I. (Лавровый венок Джона Скелтона был отличием, дарованным ему университетом за красноречие, и никак не связан с покровительством Генриха VIII.) Лауреатство не предполагает ответственности за национальную поэтическую традицию и присуждается без всякого предварительного соревнования первым лордом-казначеем, а не каким-либо просвещенным сообществом».
Роберт Грейвс, Белая Богиня: историческая грамматика поэтической мифологии, Екатерибург «У-Фактория», 2005 г., с. 18-15.