Искусствоведение и литературоведение
Творческий дуэт, триоТворческий дуэт,трио
X
Искусствоведение и литературоведение
Творческий дуэт, триоТворческий дуэт,трио
X
«В литературе соавторство как модель творчества почти уникальное явление.
В истории литературы известны лишь несколько авторских дуэтов (Ильф и Петров, К. Прутков, братья Эдмон и Жюль Гонкуры, братья Аркадий и Борис Стругацкие, братья Аркадий и Георгий Вайнеры).
Факт совместного творчества, безусловно, отражается на специфике произведений, поэтому исследованию писательской техники всех творческих союзов посвящено немало трудов, раскрывающих секреты и тонкости совместной работы.
Напомним лишь некоторые факты из наблюдений над технологиями сотворчества. Так, Михаил Назаренко в своей работе «Соавторство: от пещерного века до наших дней» прослеживает своеобразную эволюцию бытования различных форм соавторства в истории мировой литературы, анализирует ряд литературоведческих работ, посвящённых проблеме совместного творчества. В ходе исследования М. Назаренко приходит к выводу, что « в XX веке сосуществуют два типа соавторства: «шекспировский» и «гонкуровский», то есть соавторство временное и постоянное. При этом не следует забывать, что в обоих случаях механизм творчества может иметь самые разные формы».
Расцвет же различных форм совместного творчества М. Назаренко отмечает как раз в современной массовой литературе, в частности, в жанре отечественной фантастики, которую авторы последних поколений действительно предпочитают писать коллективно. Число соавторов, работающих в этом жанре, растет в геометрической прогрессии, достаточно вспомнить имена А. Лазарчука и М. Успенского, Евгения и Любови Лукиных, Юрия Брайдера и Николая Чадовича, Генри Лайон Олди, Марины и Сергея Дяченко, Сергея Логинова и Николая Перумова и т.д.
Суммируя наблюдения, М. Назаренко констатирует, что «в нашей фантастике существуют едва ли не все теоретически возможные формы соавторства. Есть «коллективные авторы»: несколько человек, которые стали одним писателем. Есть собственно со-авторы: уже состоявшиеся писатели (минимум двое, максимум неограничен), которые могут написать вместе одну книгу или более. Появились «межавторские серии», или shared worlds (особенно часто они встречаются в электронных сетях). Есть, наконец, и своеобразные рекорды: Сергей Лукьяненко уже трижды входил в творческий альянс - и каждый раз с новым коллегой».
С конца 1990-х годов по настоящее время, по наблюдениям М. Назаренко, соавторство в жанре отечественной фантастики приобретает характер пандемии. В 1999 году в Киеве проводился фестиваль совместного творчества «Кентавр», на котором о причинах небывалой популярности авторов, работающих в дуэте попросили поразмышлять самих писателей-фантастов, участников фестиваля. Так, Э.Геворкян, тонко подметив разницу в установках писательских тандемов, предложил любопытную классификацию совместного творчества:
«1. Кентавр - творческий симбиоз этически и эстетически «притёртых» друг к другу людей, объединенных творческой интенцией.
2. Химера - противоестественный союз (долговременный или краткосрочный) некоторого количества лиц, объединённых коммерческими интересами. Что характерно, кентавр не исключает коммерческий интерес, тогда как для химеры он и есть единственная причина возникновения».
Продолжая исследование феномена соавторства в других жанрах современной массовой литературы, можно смело констатировать, что в состоянии «пандемии» с процветанием «химер» пребывает большинство сегментов современной словесности. Те есть соавторство (или даже коллективное творчество) по нашим наблюдениям, становится одной из ведущих форм творчества в современной литературе в целом.
Непосредственным предметом осмысления в настоящей статье являются различные формы совместного творчества, преобладающие в массовой литературе и приобретающие сегодня новые модели и трансформации.
Однако справедливости ради стоит отметить, что «пандемия» соавторства распространяется не только на массовую литературу, но и на так называемую «серьёзную» литературу. Так, в последнее время (к. 1990х - н. 2000-х годов) всё большее число авторов «немассовой литературы» стремится объединяться для создания текстов. Примеров таких творческих союзов, представляющих собою модели как спонтанного, так и долговременного соавторства, уже достаточное количество: это и П. Вайль и А. Генис, пишущие тонкую и стильную прозу на грани публицистики и беллетристики, и Н. Горанова и В. Букур, соавторы со стажем, и Гаррос-Евдокимов (роман «[Голово]ломкой» (2002), и С. Кузнецов и Л. Горалик (роман «НЭТ», 2004). Как соавторы на одной обложке указаны Б. Акунин и Г. Чхартишвили («Кладбищенские истории», 2009), и, к примеру, Вера Полозкова и Ольга Паволга, составили неожиданный союз поэта и фотографа (книга «Фотосинтез», 2008).
В обозначенном сегменте условно «высокой» литературы можно проследить разнонаправленные установки и интенции возникновения подобного рода тандемов, что может составить предмет отдельного исследования, в настоящий же момент нам важно обозначить общую тенденцию, характерную для современного искусства в целом. Представляется, что это стремление творческих людей объединяться, вступать в подчас очень неожиданные союзы есть результат и следствие проявления ведущего принципа, доминирующего в современном искусстве, - принципа коллаборации,т.е. договорённости и взаимодействия с целью качественного и продуктивного взаимообогащения.
Относительно литературы под коллаборацией мы будем понимать столкновение различных практик письма, разнонаправленных эстетических установок, что позволяет авторам, в результате такого взаимодействия обрести новую художественную форму, а также завоевать новую читательскую аудиторию».
Даниленко Ю.Ю., Феномен соавторства в современной массовой литературе: новые стратегии совместного творчества, в Сб.: Культ-товары-XXI: ревизия ценностей (масскультура и её потребители) / Под ред. И.Л. Савкиной, М.А. Черняк, Л.А. Назаровой, Екатеринбург, «Ажур», 2012 г., с. 96-98.