Классическая йога Патанджали

«Классическая йога начинается там, где кончается санкхья. Автор «Йога-сутры» Патанджали заимствовал из санкхьи почти всю диалектику, но не считал, что метафизическое познание способно привести к освобождению. В «Йога-сутре» утверждается, что последнее может наступить лишь в результате долгой упорной борьбы с самим собой в первую очередь с помощью сложнейшей психо-физиологической техники, йога, так же как санкхья, пытается свести на нет обычное сознание и заменить его новым, качественно иным сознанием, обладающим особым свойством познания метафизической истины.

Йога не скрывает трудности подавления нашего обыкновенного нормального сознания: кроме знания теории необходимы упорство, целеустремлённость и жесточайшая самодисциплина, связанная с соблюдением сурового аскетического образа жизни и с владением всеми деталями психотехники. В санкхье же комплексу самогипноза, психоанализа и психотехники придаётся второстепенное значение.

Для устранения препятствий к духовному развитию предлагается «восьмеричный метод», включающий воздержание (яма), выполнение предписания (нияма), упражнения тела (асана), сознательное управление дыханием (пранаяма), отвлечение чувств от их объектов (пратьяхара), сосредоточение сознания (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение в состоянии транса (самадхи). Ни одну из этих восьми частей нельзя ни пропустить, ни оставить без внимания. Такое деление характерно не только для классической йоги Патанджали, оно было принято почти всеми сектами и учениями индуизма.

1. Первые две части - яма и нияма - подчёркивают значение этического аспекта. Следует неуклонно практиковать ненасилие (ахимса), быть правдивым, честным, сдержанным, т.е. избегать причинения вреда любым действием, в том числе дурным намерением, словом. Ахимса означает последовательное воздержание от причинения зла всем живым тварям и одновременно отсутствие чувства вражды и ненависти. «Не убий» здесь категорический императив; даже самозащита в случае крайней необходимости не может  оправдать убийства. Правдивость -  это гармония слов, мышления и действительности.

Запрещение половых связей имеет целью не подавление инстинкта, а искоренение страсти; они не осуждаются как грех, а лишь порицаются как напрасное расходование драгоценной нервной, жизненной силы и как фактор, препятствующий сосредоточению.

2. Соблюдение правил касается выработки определённых навыков, которые должны стать естественной потребностью, частью характера личности. Сюда относятся: очищение тела, чистота мысли, удовлетворённость, аскетизм, изучение священных книг и постоянное размышление о боге.

3. Дисциплина тела в значительной степени предполагает овладение асанами, т.е. позами, обеспечивающими наиболее благоприятные физические условия для сосредоточения (человек обычно не способен сосредоточить своё внимание на объекте, когда он бегает или гуляет). Надо принять удобную позу ещё до начала сосредоточения. Патанджали просто говорит, что положение тела должно быть устойчивым и приятным. Комментаторы «Йога-сутры» весьма подробно разработали учение о различных позах. Самая распространенная «поза лотоса»: ноги скрещены, правая лежит на левом бедре, левая - на правом, а пальцы рук - на коленных чашечках. Поскольку йогические упражнения требуют большой физической выносливости, нужно закалить тело и научиться управлять им. Система хатха-йога, например, не только укрепляет тело, но и приостанавливает естественные патологические явления в организме, вызванные старением, йогу надлежит избегать употребления острой пищи и алкоголя.

4. Равномерное, ритмическое дыхание благотворно влияет на физическое и ментальное состояние человека, что было подтверждено путём экспериментов и европейскими врачами. Упражнения начинаются с медленного глубокого вдоха, затем дыхание задерживается, наконец, воздух выдыхается. Эти три фазы имеют различную продолжительность, меняющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей и степени тренированности человека. Владение дыханием дает йогам возможность надолго задержать его и тем самым продлить состояние экстаза: этому ученик может научиться лишь у опытного наставника. Во времена, когда йога была весьма модной на Западе, в Европе появилось множество книг и брошюр, пропагандировавших гимнастику йогов. Некоторые энтузиасты пытались сидеть в позе лотоса, забывая, что она мучительна для человека с мускулистыми икрами, если он не тренировался с раннего детства. ещё большую популярность получили дыхательные упражнения, казавшиеся лёгкими. Однако и они способны вызвать различные сердечные осложнения, астму и нарушения вегетативной нервной системы. Вообще часто забывают, что физическая йога доступна лишь абсолютно здоровым людям и не может вернуть человеку уже потерянное здоровье. Тем опаснее упражнения по сосредоточению, при которых совершается как бы насильственное вторжение в подсознательную область психики.

5. Отвлечение чувств от их объектов (или лишение чувств их естественного внешнего функционирования) достигается отключением органов чувств от их раздражителей - предметов, звуков, запахов и т.д. Йог уходит в какое-нибудь пустынное место, принимает одно из положений, закрывает глаза и зажимает пальцами уши, дабы световые, звуковые и вкусовые ощущения не нарушали ход его мыслей. Этическая подготовка (яма и нияма), положения тела (асаны), регулирование дыхания (пранаяма) и лишение чувств их функционирования (пратьяхара) - это по существу комплекс подготовительных и вспомогательных условий, обязательных на стадии физического и морального очищения, в то время как дхарана и дхьяна представляют собой стадию освящения, а самадхи -  единства.

6. Сосредоточение мыслей на определенном представлении, например образе любимого божества или какой-либо части своего тела, означает, что йог может перейти к следующей ступени духовного самосовершенствования.

7. При созерцании мысли абсолютно спокойны и направлены к одному объекту. Так продолжается до тех пор, пока мысль не войдёт в него и не осознает его внутреннюю сущность. Созерцание, таким образом, раскрывает реальную сущность всякой вещи.

8. Когда дхьяна доходит до высшей точки и созерцающий достигает абсолютного экстаза, он полностью утрачивает своё «Я». Тело и разум становятся мертвыми для внешних образов и впечатлений; воспринимается только объект созерцания. Самадхи непосредственно предшествует состоянию полного освобождения, стоит как бы в преддверии его и уже включает в себя разрушение связей «Я» с внешним миром. Освобожденное состояние и есть конечная цель всякой йогической самодисциплины и психотерапии. Сами по себе чисто физические эффекты не имеют никакой ценности. Смысл хатха-йоги и прочих упражнений лишь в том, чтобы способствовать переходу человека в высшее и физически необусловленное состояние.

Самадхи - это интуитивное проникновение в истину («дух вновь достигает своего вечного состояния»), йог поднялся до уровня, где мир предстает в элементарном различии между пурушей и пракрити; в бессознательном экстазе дух, лишённый пут материи, возвращается к своей естественной основе.

Согласно «Йога-сутре», овладение определёнными ступенями позволяет приобрести сверхъестественные способности. Так, овладение асанами ведет якобы к тому, что йог спокойно переносит жару и холод, может видеть, слышать и передавать мысли на большие расстояния, познать космическое пространство, звёздные миры, движение Полярной звезды и структуру тела, наконец, сделать тело невидимым.

Тексты комментариев предостерегают, однако, от применения сверхъестественных сил и указывают, что они в большей мере служат препятствием на пути к освобождению. Их считают фактором, препятствующим самадхи, и вместе с тем рассматривают как совершенства, достижение которых является побочным результатом духовного прогресса йога. Истинный йог не должен ставить себе в заслугу обладание способностями, ибо это может быть серьёзной помехой на пути к полному освобождению и он падет жертвой тех сил, которые вызвал. В «Йога-сутре» высказывается убеждение, что всякого рода сверхъестественные явления и чудеса сами по себе не имеют никакой духовной ценности.

В «Махабхарате» содержится множество описаний йогической практики, которая в древности, очевидно, была тесно связана с местными мистическими сектами, проповедующими преданность личному богу».

Иво Фишер, От брахманизма к индуизму, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 65-68.