Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
«Примерно в середине II тысячелетия до нашей эры в Индию начинают проникать арии, которые приносят с собой религию, основанную на убеждении в эффективности жертвоприношения (яджня). Мы называем её ведийской, так как познакомились с ней по самым древним из имеющихся индийских текстов - ведам. Она предусматривала исполнение сложнейшего ритуала и принесение щедрых жертв, главным образом жареным говяжьим мясом и сомой - пьянящим напитком, получаемым в результате прессования растения, вид и способ обработки которого до сих пор не удаётся открыть. Арии занимались преимущественно скотоводством и селились в первую очередь в бассейне Инда. На пути их дальнейшего распространения жили племена с тёмной кожей, которых арии называли дасью. Хотя эти племена находились на довольно высоком культурном уровне развития - владели многочисленными стадами, хорошо знали земледелие - и оказывали пришельцам упорное сопротивление, они были частично уничтожены, а частично оттеснены вместе с дикими колами в горы; некоторые из племен вынуждены были принять образ жизни победителей и пойти к ним на службу. Через какое-то время они заняли определённое место и в кастовой системе пришельцев. Арии же научились от побеждённых строить каналы для искусственного орошения и выращивать культурные растения, прежде всего просо, овес, лен, а позднее рис и сезам.
Индиец эпохи Вед не проводил строгого различия между живым и неживым, духом и материей, конкретными вещами и абстрактными понятиями. Он считал, что окружён множеством существ - зверями, растениями, богами и демонами, которые похожи на человека и могут оказать воздействие на его жизнь. В этих представлениях древние индийцы заходили так далеко, что к «живым» относили предметы, сделанные самими, например алтарь для жертвоприношений, утварь, оружие, военный бубен, целебные мази, игральные кости - всем им приписывалась способность действовать и воля.
Явления природы в огромной степени влияли на психологию ведийского индийца. Яркий свет солнца, мощные порывы ветра, неистовство бурь, перекрещивающиеся на небе молнии, равномерность появления утренней звезды и волшебный блеск её - всё это либо приводило в восторг, либо вызывало ужас и оцепенение.
Древний индиец не мог объяснить причины возникновения подобных явлений, не знал их закономерностей и потому привносил в мир природы опыт из жизни людей, одухотворял и обожествлял силы стихии. В ведийских гимнах мы встречаемся с богом огня (Агни), с утренней зарей в её божественном воплощении (Ушас), с небосводом и богом неба (Дьяус), с солнцем и богом солнца (Сурья), с ветром и богом ветра (Вайю). Постепенно рамки их деятельности расширялись, но при этом представления об отдельных богах не принимали ещё форму законченных концепций: нескольким богам придавались одинаковые атрибуты, некоторым не хватало определённых черт или последние не были выражены достаточно отчетливо. Порой характер того или иного бога складывался лишь из второстепенных индивидуальных черт в сочетании с общими свойствами, которые приписывались всем богам (например, сила, доброта, мудрость) и в массе которых тонули присущие ему лично качества.
Отсутствовала и чёткая иерархия пантеона: создается впечатление, что каждый певец вед просто ставил воспеваемого им бога на первое место и придавал ему высшие атрибуты. Оттого бог, восхваляемый в одном гимне как самый важный, в других отходил на задний план. Не были достаточно точно определены родственные связи - бог, в одном гимне называемый отцом, в другом становится сыном, брат - мужем, богиня в одном гимне приходится какому-то богу матерью, в другом - женой. Существует много точек зрения на происхождение богов ариев, и не установлено, скольким они поклонялись; чаще всего говорится, что богов было три раза по одиннадцать, т.е. тридцать три, причем одиннадцать находились на небе, одиннадцать - на земле и одиннадцать - в области между землей и небом. В ведийских гимнах немало неясностей и расхождений - надо не забывать, что до своей довольно поздней окончательной письменной редакции они не представляли единого целого, - но на их основе мы можем реконструировать, во всяком случае в главных чертах, отдельные фигуры и образы ведийского пантеона.
Старейшим богом был Дьяус, называвшийся также Отец Дьяус (Дьяус-Питар). О том, что арии почитали его ещё до прихода в Индию, свидетельствует следующее: Дьяусу поклонялись в Греции как Зевсу, в Риме как Юпитеру, а у германских племен как Тиру и Зию.
В «Ригведе» он ассоциируется с небом в самых различных образах и проявлениях последнего. Так, ночное небо со звёздами отождествлялось с чёрным конём, украшенным жемчугом; в связи с громом и молнией Дьяуса именовали мычащим и разъяренным быком и т.д. Женой его была Земля (Притхиви), и оба они воспевались как прародители мира, прародители богов и людей. Однако слава их уже во времена ранних вед закатилась, и их место заняли Индра, Агни, Сома и др.
Самым популярным богом ведийского пантеона являлся Индра: из 1028 гимнов «Ригведы» ему посвящено 250. В доиндийский период он был у ариев богом света и тепла, сокрушающим мощь зимы. В субтропических областях Индии первоначальное представление заменяется новым - бог тепла превращается в бога бурь и дождей, в мощного борца с демоном засухи, чудовищным змеем Вритрой, в утробах которого томятся пленники - небесные коровы-облака и небесные воды.
Родственные связи Индры не совсем ясны, но, вероятнее всего, он считался сыном Неба и Земли, зачатым и произведенным на свет в период, когда его «родители» жили ещё вместе в общем доме. После необыкновенного рождения из бока матери Индра остался в тайнике, пока не выпил чудесного напитка сомы. Далее оставаться там было невозможно, ибо он разросся до таких размеров, что навсегда отделил небо от земли, заполнил всё пространство между ними и стал хозяином воздуха, в котором передвигаются и действуют боги и люди. Его царству противостояло царство демонов (асуров и ракшасов), воплощавших силы зла и другие черты характера, вечных противников и соперников богов, ведущих с ними постоянную борьбу. Вначале боги не были сильнейшей стороной, они победили лишь после того, как во главе их стал отважный Индра, прекрасный воин на золотой колеснице, запрёженной двумя несущимися быстрее мысли конями. К нему обращается вместе с богами певец Вед:
Приди, Индра, на своих резвых скакунах,
Чьи гривы словно павлиньи перья.
Если никто не поймает тебя в сети,
Как птицеловы - птицу,
Пройди мимо них, как безводной пустыней.
Ты владеешь мудростью глубокой, как море,
Неисчислимой, как (стада) коров,
В тебя вошла она, как потоки воды - в озеро,
Как покровительствуемые добрым пастухом коровы -
На пастбище.
Величие и мощь Индры воспеваются в невероятно выспренних выражениях: никто из богов и из людей, уже родившихся или тех, кто сейчас рождается, не может сравниться с ним; он - господин Вселенной, вождь людей и богов, бич демонов, живущих в воздухе, защитник сомы, пьянящего напитка бессмертия, и иногда пьёт его сверх меры, так что даже бывает пьян.
Позднее, когда арии победили местное темнокожее население, они начали почитать Индру и как главного помощника светлокожих воинов.
Индра - не законодатель, это универсальный владыка, силой своей превосходящий всех в мире природы, его поддержка обеспечивает победу, и он богато одаряет тех, кто в жертву ему приносит возлияние сомой».
Вилем Гамперт, Предыстория индуизма, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 16-20.