Возникновение науки о любви – эротологии в Древней Индии

«В первой половине I тысячелетия до нашей эры, примерно в период возникновения самых ранних Упанишад, начинает развиваться учение, легшее в основу эротологии и сексологии позднейшего периода».

Наука о любви – эротология, «… которую с полным правом можно считать одним из существенных компонентов древнеиндийской культуры и религии. Система, на которой была основана древнеиндийская эротология, не имеет себе равных в истории мировой науки. Нигде больше не находим мы столь развитой теории, которая с такой серьёзностью, достоинством и научной точностью подвергала бы изучению различные стороны половой жизни и считалась бы при этом неотделимой общепризнанной частью науки в целом. Ни в одной стране никогда не говорилось так откровенно и открыто о половых вопросах, как в древней Индии. Культура половой жизни достигала там в определённые периоды необычайно высокого уровня.

Нигде, кроме Индии, нельзя обнаружить научно составленных и профессионально выполненных справочников по технике половой жизни. Эта наука из поколения в поколение передавалась членами жреческих каст. Именно с ней связаны многочисленные на редкость реалистические скульптуры на стенах индуистских храмов, изображающие самые интимные сцены. Некоторые исследователи, занимавшиеся этим вопросом, поспешили сделать ряд преждевременных обобщающих выводов и найти заведомо неправильные аналогии. Они говорят  об  экзотической природе страны, относительной лёгкости добывания пищи, о склонности индийцев бросаться из одной крайности в другую, южной чувственности, врождённой способности к схематизации и педантизму в классификации опыта. Перед нами готовый перечень причин возникновения и развития эротологии.

Но удивительно, что при этом упускается из виду одно важное обстоятельство: схоластически рассуждать, схематизировать и бесконечно классифицировать можно лишь в тех случаях, когда речь идёт о таких вещах, как посмертная жизнь, боги, мораль, сверхъестественные явления и т.д. Крайне сомнительно, чтобы индуисты, обладающие развитым талантом наблюдения, авторы выдающихся научных трактатов по сугубо практическим проблемам, не нашли ничего лучшего, как заниматься бесплодными размышлениями по поводу реальных предметов, относящихся к сфере повседневной жизни и личного опыта. Мы попытаемся установить действительные причины, приведшие к возникновению эротологии в качестве широкой научной дисциплины и составной части индуистской религиозной системы, определить её роль и место в индийской культуре и её значение для религиозной жизни Индии от далёкого прошлого и до современности.

Изучение сексуальных импульсов в религиозной теории и практике чрезвычайно затруднительно в связи с комплексным характером религиозных явлений, недоступностью материала, подозрительностью или просто враждебным отношением верующих к любому проявлению интереса к данным вопросам, попыткам ознакомиться с ними и т.д. Поэтому собрать удалось лишь разрозненные сведения, отдельные фрагменты, из которых составить общую картину весьма сложно. Лишь исторический подход к проблеме позволит нам объяснить некоторые её стороны. Наши представления об эротике времени протоиндийской культуры очень туманны, что довольно естественно, если вспомнить, что имеющиеся у нас материалы немы. При исследовании области интимных человеческих отношений это обстоятельство немаловажно. Существует несколько источников изучения «протоиндийской эротики» - в первую очередь факты, относящиеся к культу богини Матери, особенно распространённому, очевидно, среди сельских и низших слоёв городского населения».

Иво Фишер, Любовь и самоотречение, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 112 и 105-106.

 

Замечу, что широко известная Камасутра появилась III—IV веках нашей эры.