Первобытная история человечества
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Первобытная история человечества
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
«… культурные герои-демиурги в основе являются первопредками, то иногда возникновение природных объектов рисуется результатом биологического порождения их «предками» или «хозяевами», персонифицирующими другие природные объекты.
Например, широко распространён миф о том, что солнце и месяц или огонь и вода - дети тотема, божества, первой человеческой пары (Полинезия, Америка, Африка). […]
Мифы творения - это мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит мир.
Акт возникновения или созидания, как мы только что видели, может выступать в ряде вариантов, но эти «дискретные» варианты с мифологической точки зрения являются переходящими друг в друга условно выделенными отрезками непрерывного континуума.
Даже мало характерное для архаических мифов порождение предметов богами путём их словесного называния (номинации) не есть чистое творение из ничего, а скорее некая духовная эманация божества, основанная на мифологическом отождествлении предмета и имени.
Этот тип (I) порождения поэтому достаточно близок физическому порождению различных существ и предметов божеством (тип II). Лишь частным случаем этого второго типа (тип II А) можно считать создание этих предметов как биологическое порождение отцом детей. Можно сказать, что промежуточные формы между словесно-магическим порождением и нормально-физиологическим даже преобладают количественно над этими двумя основными вариантами.
Не случайно боги порождают не только других богов или людей-первопредков, но также самые различные объекты, причём очень часто каким-нибудь необыкновенным способом - из частей своего тела (головы, бедра, подмышек и т. п.) или его выделений (мужского семени, слюны, мочи и т. д.). Порождение божеством различных объектов оказывается большей частью своеобразным извлечением их из себя (условно тип III).
Иногда боги или герои извлекают объекты не из себя самих, а из земли, рыб, зверей или из других богов и демонических существ; например, огонь находят в брюхе рыбы, а пресную воду извлекают из гигантской лягушки, небесные светила - из ящика и т. п. Демоническое существо может хранить исходный объект не тайно в себе, а в ящике, скале или ином месте. В этом случае акт творения-«извлечения», во-первых, дополняется рассказом о том, что, например, лягушка ранее сама проглотила всю воду или кто-то спрятал солнце и луну в ящики, а, во-вторых, сам этот акт приобретает характер добывания мифологическим культурным героем природных или культурных объектов в некоем далеком месте, ином мире. Такое добывание, требующее преодоления различных препятствий, может быть условно выделено в особый, причем важнейший тип сюжета творения (IV).
Далее, как мы знаем, первоначальное возникновение элементов мира может быть результатом труда демиурга, который лепит людей из глины, куёт небесные светила в кузнице и т. п. (тип V), а также плодом спонтанного или магического превращения одних предметов и существ в другие (тип VI) или перемещения объектов из одного места (мира) в другой (тип VII).
Вообще, в известном смысле всякое порождение в конечном счёте сводится к перемещению и превращению (собственно «извлечение» есть перемещение изнутри наружу плюс превращение, например превращение слюны бога в пресную воду, священный мед и т. д., а добывание есть «извлечение» плюс «перемещение»).
Да и перемещение, если учесть «качественное» восприятие пространства в мифе, может быть в известном смысле сведено к превращению.
Поскольку акт мифического «творения» как некий сюжетный предикат предполагает наличие по крайней мере трех «ролей» - творимого объекта, источника или материала и творящего субъекта, то довольно простая таблица, указывающая тип творения (I-VIII) объект, источник и творца (бога, демиурга, культурного героя), может охватить все основные мифы творения, а дополнительное введение категории времени (времена начальные и конечные, длительное или повторяющееся действие вне времени), а может быть, и пространства (глобальное / локальное), даёт также возможность отделить собственно мифы творения от мифов эсхатологических, легенд и т. п. […]
Даже мало характерное для архаических мифов порождение предметов богами путём их словесного называния (номинации) не есть чистое творение из ничего, а скорее некая духовная эманация божества, основанная на мифологическом отождествлении предмета и имени. […]
В ряде мифологий космос ориентируется по большой реке, вокруг которой концентрируется хозяйственная и религиозная жизнь. Так, в древнем Египте между орошаемой Нилом почвой и пустыней проходит демаркационная линия, разделяющая космос и хаос и даже жизнь и смерть. Два главных героя египетской мифологии - солнечный бог Ра и Осирис персонифицируют Нил, Нил имеет своё соответствие на небе в виде небесного «Нила», по которому солнце совершает свой ежедневный путь. Ориентируясь по течению Нила, египтяне представляют, что юг - это верх, север - низ, запад - правый, а восток – левый».
Мелетинский Е.М., Поэтика мифа, М., «Академический проект»; «Мир», 2012 г., с. 174-175 и 193.