Доклад на Cимпозиуме / Конгрессе по Ю.В. Решетникову и др.

«А что происходит на конгрессах? Вот типичная картина: несколько десятков «корифеев» выступают перед полутора-двумя тысячами слушателей, подавляющее большинство которых даже не пытается вступить с ними в аксиальную коммуникацию.

Такое присутствие на конгрессе ничем, пожалуй, не отличается от чтения статей в журнале.

Но ведь тогда конгресс придётся отнести к подсистеме формальной коммуникации. И такое решение будет справедливым. К качественным выводам, как это часто бывает, привели количественные соображения.

Научная коммуникация слишком динамична, чтобы какой-либо вывод о ней считать окончательным. В последнее время, например, предпринимаются попытки вернуть массовые встречи учёных в русло неформального общения.

Один из примеров - Международный конгресс дизайнеров, который состоялся в Москве в 1975 г.

Этот конгресс интересен хотя бы тем, что на помощь учёным пришли деятели искусства: его организация была поручена главному художнику-конструктору Всесоюзного  научно-исследовательского института технической эстетики Ю. Решетникову и главному художнику журнала «Знание - сила» Ю. Соболеву.

Пусть что-то у них не получилось, чего-то не успели - будем говорить о том конгрессе какой был задуман, каким он предстал в режиссёрском проекте. Об этом стоит поговорить, ибо новым словом на конгрессе дизайнеров стал дизайн самого конгресса.

Главной заботой Ю. Решетникова и Ю. Соболева стало создание коммуникативной среды, обеспечение постоянного делового общения. Прежде всего, они выделили две коммуникативные зоны: зал заседаний и холл. О них надо говорить отдельно.

В зал заседаний участники конгресса заходят с установкой на ретиальную коммуникацию: будут, мол, что-то рассказывать, а наше дело - сидеть в удобном кресле да помалкивать. В большинстве случаев они прослушивают весьма «гладкие» доклады. Раз так - надо «спровоцировать» полемику на трибуне.

Организаторы конгресса дизайнеров нашли оригинальное решение: перед каждым выступлением (тема-то его известна) на больших экранах демонстрируется заготовленная заранее коротенькая «антипрограмма», отрицающая те положения, которые, судя по всему, будет отстаивать докладчик.

Это может быть шутливое доведение их до абсурда или более серьёзное противопоставление им других взглядов. Игнорировать такое «вступление» докладчик никак не сможет, и он с первых же слов окажется втянутым против своей воли в спор. Как он справится с этим, лучше всего оценят слушатели, и среди них, скорее всего, найдутся желающие поддержать или, наоборот, «утопить» выступающего. Тогда-то и пригодятся установленные в зале микрофоны и телекамеры.

Закончилась аудиовизуальная «антипрограмма», и те же самые экраны становятся верными помощниками докладчиков. Ведь у дизайнеров много изобразительного материала, и демонстрация слайдов заметно экономит время.

К началу выступления на специально отведенных для этого экранах возникают слайды с тезисами доклада, основными таблицами и схемами. Они показывают ожидаемое будущее. Появляются слайды и по ходу доклада – снова на специально выделенных экранах. На них демонстрируется то, о чем сейчас говорит докладчик, и относятся они к настоящему времени. Естественно, «сиюминутные» слайды сменяются новыми, но наиболее существенные переходят на экраны - «накопители информации» и остаются там для сравнения и анализа.

Так разделённое на три части табло позволяет оценивать выступление в трёх вариантах: прошедшем, настоящем и будущем. Если кто-то из слушателей не согласится с докладчиком и пожелает это высказать, то весь иллюстративный материал - перед глазами.

Споры, дискуссии выплескиваются из зала в холл - вторую коммуникативную зону. Там другая цель: не накаливать обстановку, а смягчить, не создать напряженность, а снять её. Для этого в холле звучит специальная музыка, показываются декоративные фильмы. Но расслабление не должно мешать деловому общению, и в холле оборудованы мобильные «Дизайн-боксы» - проекторы, которые каждый может зарядить своими слайдами и иллюстрировать ими разговор. Другие проекторы объединены в программу «Портрет дизайнера». Она построена как рассказ о крупнейших дизайнерах мира, приславших слайды о своем творчестве, своих взглядах и попросту о себе.

Около этой выставки всегда толпились участники конгресса…»

Войскунский А.Е., Я говорю, мы говорим,… Очерки о человеческом общении, М., «Знание»,  1982 г.,  с.112-114.

 

Варианты научно-методических Докладов по И.Л. Викентьеву    

15 действий Модератора обсуждений по И.Л. Викентьеву