Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Ветхозаветное крещение связано в христианстве с деятельностью Иоанна Предтечи.
Иисус Христос говорил о трёх важнейших таинствах: Крещении, Причащении и Покаянии.
Дионисий Ареопагит в книге «О церковной иерархии» упоминал уже 6 Таинств.
В 1277 году в текстах Иоанна Векка упоминаются 7 православных таинств.
Любому православному таинству присущи:
1) богоучреждённость;
2) невидимая благодать, передаваемая в Таинстве;
3) видимый образ (последование) совершения Таинства.
«Православные таинства Таинствами христиане называют определённые священные действия, через которые верующие получают божественную благодать. Таинства нельзя путать с обрядами, к которым относятся различные ритуалы, установленные церковью, это освящение воды, дома, погребение и проч. В отличие от таинств, цель которых - внутреннее преображение человека, обряды оказывают воздействие лишь на внешнюю сторону его жизни. Обряды сообщают благодать не сами по себе, в силу совершения (как таинства), а через молитву, возносимую церковью.
Всего таинств семь, их можно разделить на две группы. Это неповторяемые таинства, которые совершаются лишь однажды в жизни человека - крещение, миропомазание и священство, и повторяемые - причащение, покаяние, елеосвящение и брак.
Не все таинства являются обязательными для верующего, брак и священство человек выбирает по собственному желанию и по благословению церкви.
С точки зрения православия, для того, чтобы таинство произошло, необходимо соблюдать два условия: таинство должно совершаться законно поставленным иерархическим лицом при строгом соблюдении внешней формы и словесной формулы формы его совершения.
Крещение открывает перечень таинств православной церкви. Оно первое не только потому, что именно после крещения человек становится полноправным членом церкви, но и потому, что оно было первым таинством, провозглашенным Иисусом Христом. Согласно одному из древнейших памятникой церковной письменности «Учению двенадцати апостолов», крещение должно совершаться в воде «во имя Отца и Сына и Святого Духа». При этом, согласно христианскому вероучению, происходит очищение человека от зла, от всех грехов, и его телесное и духовное преображение. Крещение для христианина - это символ будущего Воскресения, вечной жизни. Крещением оно стало называться потому, что после троекратного погружения в купели, священник надевает на крещаемого крест. В основе этого таинства лежит священное омовение (греч. баптисма), поэтому помещения для крещения называются баптистериями Довольно рано в христианской церкви утвердилась практика крещения младенцев, взрослых же крестили лишь после оглашения (катехизации).
Таинство миропомазания православные принимают сразу после таинства крещения. Отдельно от таинства крещения оно совершается при помазании царей на царство, также при переходе в православие представителей других христианских конфессий, которые были крещены, но не были миропомазаны. Внешняя сторона таинства состоит в том, что человек помазуется миром, которое символизирует «печать дара Духа Святаго». Внутренняя сторона таинства состоит в том, что в нем человек получает не просто дары Духа Святого, а на него снисходит сам Дух Святой. Христиане верят, что, принимая это таинство, верующий усыновляется самим Христом. Миро, которое используется в таинстве миропомазания представляет собой состав из благовонных веществ, употребляемый для священного помазания, а также при освящении храма. В состав входит множество компонентов: оливковое масло, белое виноградное вино, три вида ладанов, лепестки роз, базилик, мастика, различные корни (имбирный, фиалковый, калганный, кардамонный, ирный), масла (мускатное, бергамотовое, гвоздичное, розовое, коричное, фиалковое, лимонное, майоранное) и др. Освящать миро могут только преемники святых апостолов - православные епископы.
Таинство покаяния существовало уже в древней церкви, но первоначально оно было публичным. И лишь позже появляется практика тайного покаяния. Таинство покаяния призвано очистить верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Видимой часть таинства покаяния является обряд исповеди. Исповедуясь перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, право прощать грехи они получают через таинство священства. Священник обязан хранить тайну исповеди. Священник может отпускать грехи не сразу после исповеди, а после того, как кающийся исполнят особое послушание - епитимию (греч. запрещение), которое представляет собой добровольное исполнение тех или иных дел (молитвы, милостыни, поста, паломничества и др.), при этом особо подчеркивается, что епитимия является не наказанием, а «духовным врачеванием».
Таинство причащения, или евхаристия (греч. благодарение) делает верующего частью единого мистического тела Христова, т.е. церкви. Причащение совершается в православии хлебом и вином (только младенцы причащаются - вином). Целью таинства причащения, как и других таинств, является преображение не только души, но и тела человека.
Таинство священства, это таинство, которое продолжает служение Иисуса Христа в мире. Согласно христианским представлениям священнослужители действуют властью и силой Духа Божьего, и эту благодать они получает в таинстве священства. Таинство священства совершается при возведении в сан священнослужителя через рукоположение (хиротонию), осуществляемую епископом. Таинство священства, раз совершенное, не повторяется в той же степени, поскольку считается, что полученная благодать остаётся неизменной, никто не рукополагаются заново, диакон или пресвитер просто посвящаются в более высокий сан. Существует три степени священства: диакон, пресвитер (священник) и епископ. Различаются они по степени данной благодати: диакон одарён ей в наименьшей мере, и поэтому, не может совершать таинств, но прислуживает при совершении всех таинств, священник может совершать шесть таинств (кроме таинства священства), а епископ может совершать все таинства.
Шестое из таинств - таинство брака. Совершению таинства, брака (как и совершению таинства крещения) должно предшествовать церковное оглашение (помолвка). Таинство брака всегда совершается в церкви после литургии в присутствии свидетелей. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания, во время обряда венчания и совершается таинство брака.
Последнее таинство, как правило, совершается над человеком в конце жизни или в случае смертельной угрозы. Это таинство елеосвящения, или соборования. В основе его лежит вера церкви в исцеляющую силу Христа. В этом таинстве при помазании елеем (освященным оливковым маслом) больным или умирающим передается благодать, исцеляющая их душевные и телесные болезни. Исполнение таинства предусматривает собор (собрание): по полному чину его должно совершать семеро священников (по числу даров Святого Духа), но возможно совершение и одним священником, который произносит молитвы от имени «собора».
Фирсов С.Л., Православие / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 216-218.