Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«В начале XVIII века среди евреев Западной Украины возник хасидизм. Будучи рассеяными среди местного населения и находясь вне контроля центров раввинской учёности Польши и Литвы, они оказались восприимчивы к мистическим идеям, в частности к древнему учению Каббалы.
В самое короткое время новое движение охватило большую часть еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии.
У хасидов отсутствует свод чётко сформулированной догматики.
Представление об их учении дают предания и рассказы о хасидских законоучителях и праведниках. Сущность религиозно-философского учения хасидизма заключается, прежде всего, в принципе своеобразного «пантеизма», признающего, что весь мир - это проявление Божества, что Божественную сущность вещей человек может постичь внутренним духовным оком.
В хасидизме утверждается идея возможности слияния человека с Божеством не посредством изучения Закона, а путём восторженной молитвы.
Особое место в хасидизме занимает понятие духовного вождя - цадика (праведника). Считается, что такой человек, обладающий даром пророчества, является посредником между Богом и людьми. Из философии хасидизма вытекает и его этика. Хасиды полагают, что любовь к Богу и к людям тождественны.
Люди все равноценны, а грешник - только заблудший брат.
Основными добродетелями хасиды признауют скромность, радость и душевное горение. Скромность проистекает из того, что всё в мире - творение Божества. Радость - отражение того, что всё в мире создано Господом для блага человека, любое дело можно и нужно делать с радостью, в хасидизме культивируются весёлые мелодии, песни, музыка и танцы.
Сложился даже определённый исполнительский стиль хасидских музыкантов.
Наконец, душевное горение - это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божье. Поскольку наряду с нетрадиционными идеями хасиды ввели некоторые изменения в общепринятые обряды, они встретили ожесточённое сопротивление со стороны сторонников традиционного иудаизма, которых называли «митнагдимы».
После второй мировой войны центрами хасидизма стали Израиль и США.
Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной для образованной общественности.
Идеи хасидизма нашли своё отражение в творчестве писателей И.Л. Переца, лауреатов Нобелевской премии по литературе Ш.-Й. Агнона, И. Башевича-Зингера, Э. Визеля».
Вихнович В.Л., Иудаизм / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 120-121.