Претензия на «божественное происхождение» Сципиона Африканского

«Многочисленные победоносные войны привели Рим к осознанию своего особого предназначения, заключающегося в праве управлять миром, щадить покорных и усмирять гордых.

Исследователи считают, что так называемый «римский миф», объясняющий прошлое и будущее Рима как предначертание богов, вытеснил существовавшие ранее космогонические мифы.

С событиями мифологизированной истории Рима связывались праздники, например праздник регифугий - во время которого царь священнодействий приносил жертву, а затем убегал, - связывался с изгнанием из Рима царя Тарквиния Гордого; а праздник поплифугий - с исчезновением Ромула, которого народ в смятении искал.

Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был полководец Сципион Африканский), на то, что их деятельность находится под особым покровительством божества, например Юлию Цезарю покровительствует богиня Венера. С обожествления Цезаря и Октавиана (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.), получившего почётный титул Август, начался культ императоров.

К древним жреческим коллегиям добавилась коллегия августалов. Она ведала принесением жертв новому богу.

Жёнам императоров также стали воздавать божественные почести.

В императорскую эпоху в Риме получили распространение восточные культы богов-спасителей Митры, Осириса и Исиды, а также греческие мистериальные культы и культы Богини-матери».

Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 50-52.

 

Культ гения и обожествление человека в Древнем Риме – случай Императора Августа