«По мере возвышения Зевса, укрепляются представления о семье богов. Многие бывшие ранее самостоятельными боги становятся детьми Зевса. Это касается малоазийского солнечного бога Аполлона, «владычицы зверей» Артемиды и покровительницы ремесла Афины, причём последние потеряли черты хтонических богинь, олицетворяющих плодородие, превратившись в богинь-девствениц. В число олипийцев попал и древний малоазийскй бог войны Арес.
Известно, что даже в период расцвета греческой цивилизации существовало почитание камней и обрубков деревьев, воспринимавшихся как воплощения Зевса (каменная глыба в Пелопоннесе) и Геры (кусок дерева на острове Самос). Растения, животные и птицы считались связанными с тем или иным богом и могли восприниматься как воплощенные боги: дуб и орел - как Зевс, лавр - Аполлон, плющ и виноградная лоза - Дионис, тополь - Персефона, конь и бык - Посейдон, медведица - Артемида и сова - Афина. Греки считали, что у каждого города есть свой бог-покровитель: Посейдон покровительствует Коринфу, Гера - Аргосу, Афина - Афинам.
Они полагали, что боги отвечают за те или иные виды человеческой деятельности (Гефест - покровитель кузнецов, Гермес - торговцев и воров), а также за отдельные периоды человеческой жизни и его статус (Аполлон - бог юности, Афродита - любви, Гера - богиня брака).
В период после завоевания Греции Александром Македонским (середина IV в. до н.э.) греческий пантеон богов претерпевает изменения. Олимп «заселяется» большим количеством иноземных богов, среди которых иранский бог Митра, египетские - Осирис и Исида, финикийский - Адонис. Сам Александр Македонский объявляет себя богом, а затем и более поздние правители стали требовать почестей, какие воздавались богам.
Одной из интереснейших особенностей греческой религии было почитание героев.
Геракл, Тесей, Ахилл, Аякс, Беллерофонт, Эдип, Персей, Одиссей, Менелай, Диомед и др. - их мифологические образы чрезвычайно ярки и выразительны. Мы привыкли считать, что, по представлению греков, герои - это полубоги, рождённые от браков богов и смертных женщин, совершавшие по воле Зевса великие подвиги. Понятие героического поступка не всегда включало в себя воинскую доблесть.
Одни герои, действительно, - великие воины, другие - родоначальники народов, третьи - великие путешественники, четвёртые - всего лишь мужья богинь, пятые - врачеватели, шестые - пророки и т.д. По мнению греков, судьбы героев связаны были с эпохой формирования человеческого общества, когда боги часто вмешивались в жизнь людей.
Герои, обладающие сверхчеловеческими способностями, часто вели себя как равные богам, стремясь не уступить им не в чем, но жестоко за это наказывались: они претерпевали приключения, страдания и умирали, осуществляя божественную волю. Считалось, что, хотя героическая эпоха завершилась, героев необходимо почитать как благодетельных предков, продолжающих заботиться о людях.
Мифы о героях рассказывают о том, как они преодолевали смерть, удачно пройдя через царство смерти, через мир иной, который нередко осмыслялся в виде неведомых земель или запредельных стран. Так, Одиссей оказался на острове феаков - в «блаженной стране», Персей - на крайнем западе, Язон похитил золотое руно в далекой Колхиде. Тесей убил чудовище Минотавра, пожиравшего людей, и прошел невредимым через Лабиринт, символизирующий переход от жизни к смерти. Геракл несколько раз счастливо справился с силами потустороннего мира. Он вывел из подземного царства ужасного пса Кербера; возвратился из сада Гесперид, откуда вынес золотые яблоки, и, наконец, сразился с самим богом Аидом и ранил его. Подвиги героев - отражение ритуальных испытаний юношей, призванных своей силой, ловкостью, мужеством и терпением доказать своё право стать полноправным взрослым членом общины.
Эти испытания - инициации, существовавшие в глубокой древности, осмыслялись как смерть, за которой следует новое рождение. Герои не бессмертны, но их посмертная судьба, именно в силу того, что они сталкивались со смертью при жизни, необычна. Считалось, что некоторые герои после смерти обитают на Островах блаженных, другие - на острове Левка или даже на Олимпе.
Умирая, герои становились духами-покровителями, защищающими людей от врагов, болезней и разного рода других напастей. Предполагалось, что большинство героев, павших в сражениях или погибших в результате драматических событий, погребено в земле или сокрыто в ней. Герооны - гробницы героев - были местами их поклонения.
При этом нередко в разных местах Греции существовали могилы одного и того же героя».
Коновалов А.В., Ранние формы религии / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 43-44.