Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Первобытная историяПервобытная история человечества
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Первобытная историяПервобытная история человечества
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
В древности «… часто человеческие преносились на окружающий мир и, наоборот, свойства и объекты космоса проецировались на тело человека […]
Первобытные люди мыслили чувственными образами, им мало были свойственны общие, абстрактные понятия. Не всегда существенно различались вещь и её название, зверь и наименование породы, сам человек и его имя.
Сталкиваясь с чем-либо новым, непонятным и непривычным, первобытный человек старался найти похожее на это новое, уже известное ранее самому индивидууму, либо его предкам.
Загадки первобытного мышления стали открываться нашим современникам относительно недавно.
Важные открытия в области мифологического мышления принадлежат К. Леви-Стросу. Он считал, что в основе архаического мышления лежат представления о «бинарных оппозициях», т.е. крайностях, внешне противоположных друг другу, но в сознании людей тесно связанных; с их помощью осмыслялся мир. Сначала человек постигал простейшие противоположности: левый-правый, верхний-нижний, теплый-холодный, а затем, используя их как инструмент, осознавалось окружающее людей пространство: север-юг, небо-земля, день-ночь, и сам человеческий коллектив: мужской-женский, старший-младший, мы-они, жизнь-смерть.
Каким же представлялся мир, осознаваемый мифологическим путём?
Обычно, для того чтобы объяснить устройство этого мира, миф рассказывал о том, как он создавался и как происходил этот процесс в первоначальную, мифическую эпоху.
Причём течение мифического времени нельзя напрямую сопоставить с развитием времени эмпирического, т.е. того, которое мы можем измерить, к которому привык современный человек. Мифическое время может сжиматься - мгновенно происходят многочисленные важнейшие события, - а может и растягиваться сколь угодно долго.
В первоначальное мифическое время мастер-демиург создал землю, её моря и горы, воду и огонь, а также планеты и человека; он мастер - кузнец или ткач, плотник или гончар.
Вот почему для первобытного человека обычная бытовая вещь имела не только утилитарное значение, которое ей придают современные люди. Мастер, её изготовивший, отчасти воспринимался как создатель, например обычный оружейник соотносился с античным Гефестом, выковавшим щит - модель окружающего мира.
Акт творения в мифологическом сознании может восприниматься как акт рождения живого существа.
Совершающий творение принимает различные обличия, так, например, в мифе жителей северо-востока Азии ворон клюет небо и добывает солнце и луну, а у полинезийцев мифологический герой Мауи, воспринимавшийся в образе человека, поднимает небо, ловит солнце, определяет смену времен года, успокаивает ветер.
Созданный мир имеет вертикальную структуру и состоит обычно из трех сфер: верхней - небесной, средней - земной, нижней - подземной. Все три сферы соединены осью - мировым деревом, горой, телом человека и т.д. Горизонтально мир может делиться на четыре части по количеству стран света, существует и более дробное деление. Причём в сознании первобытного человека вертикальная и горизонтальная модели мира жестко не противопоставлялись друг другу, например одна из сторон света соотносилась с верхним миром, другая - с нижним.
С представлениями о создании мира связаны мифы о происхождении человека, социального и кровнородственного коллектива, народа, человечества в целом. Человек создаётся демиургами из дерева, плодов, костей, глины, земли и т.д. Австралийцам-аранда творение человеческого существа представлялось как расчленение каменным ножом слипшихся частей тела, образовывавших комья, которые находились на дне мирового океана.
Создание людей может проходить в несколько этапов: сначала появляются сами демиурги, затем обычные люди - мужчины, позднее женщины. В одних мифах из тела людей создавалась земля, в других, наоборот, все элементы созданной Вселенной имели антропоморфный - человеческий - облик, и происхождение людей было лишь их выделением из бесконечного количества человекоподобных объектов.
Согласно мифам, нередко в создании мира и человека принимали участие близнецы, основатели родов, племён, народов.
Нередко братья - антагонисты, доброе начало воплощается в одном из них, злое - в другом. Соответственно один творит светлое и полезное, другой - негативное и вредное. Близнецы могут представать и в антропоморфном и в зооморфном, т.е. подобном зверю облике. К реальной паре близнецов в архаическом обществе существовало особое отношение, так как считалось, что в их рождении принимала участие сверхъестественная сила. Близнецов, а иногда и их родителей, изолировали от коллектива людей.
Таким образом, важнейшее свойство мышления первобытного человека - это не окончательное выделение из сферы окружающей природы, что ярко проявляется в мифах о создании мира и человека.
Данная нерасчленённость во многом повлияла на специфику тех представлений и ритуалов, которые принято подразделять на различные компоненты, в той или иной степени соответствующие ранним формам религии, причём эти членения единого мировоззрения не осознавались людьми архаического общества.
Выделяемые формы религии не универсальны и отсутствовали у многих народов мира, тем не менее такое разделение Целостной системы может быть принято для возможного упорядоченного изложения многообразных элементов первобытной духовной культуры».
Коновалов А.В., Ранние формы религии / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 7-9.