Успешное лечение на основе ложной теории Антоном Месмером

«Теория, предложенная Месмером в диссертации, представляет значительный интерес. Он полагает, что есть род психического «эфира», заполняющего весь космос, и небесные тела вызывают течения в эфире, как в жидкости. Всегда движущиеся волны течений сохраняют здоровье.

Если что-то прекращает их воздействие на людей, возникает болезнь. Другими словами, здоровье - это естественное состояние человека, а болезнь - своего рода блокада. Человек должен скорее полагаться на «инстинкт», чем на рассудок, на инстинктивное единство с природой. Если пациент «блокирован», лучший способ лечения - это вызвать кризис, в котором его снова увлечет течение. […]

В 1775 году Месмер опубликовал брошюру о своих открытиях. Медики восприняли её скептически, но пациенты желали попробовать новый метод, и практика Месмера увеличивалась. Если он клал магнит на пациента или просто свои руки, боли исчезали.

Случившееся достаточно понятно. Месмер полагал, что магниты - его руки - двигали застывшее «магнетическое течение» в больных, больные также этому верили. Поэтому когда они чувствовали облегчение, Месмер имел повод полагать, что результата добился он. И, подобно полковнику Олиоту, стал развивать скрытый исцеляющий дар, которым обладает каждый человек.

Слава Месмера выросла благодаря случаю. Барон Харески де Хорка страдал от «спазмов», которые не могли вылечить доктора. Наконец, один уставший и саркастический врач посоветовал ему попытать счастья у Месмера, без сомнения подразумевая, что, поскольку болезни барона воображаемые, знахарь не причинит ему вреда.

Месмер прибыл в поместье барона в Рокове. Он спрятал несколько больших магнитов в одежде, чтобы подзарядиться, полагая, будто животный магнетизм и металлический - суть одно и то же. В течение нескольких дней барон не поддавался лечению, спазмы продолжались. Месмер,  уверенный в своих способностях, упорствовал, и на шестой день появились результаты; как только барон корчился в судорогах астматических припадков, Месмер держал его за ногу. Припадки ослабевали. Он брал его за руку, они начинались снова. Месмер, наконец, измерил эфирные потоки барона и учился направлять их по своему желанию. О лечении распространялись сплетни в Вене, и медики ругали своего саркастического коллегу, который помог утвердиться шарлатану.

Месмер сделал прибор, распространяющий магнетизм; несколько банок «намагниченной воды», в которую были погружены магниты, соединялись со стальными пластинами, и все сооружение размещалось в деревянной трубе, наполовину заполненной железными опилками и водой. Могла использоваться металлическая насадка, чтобы разбрызгивать магнетическую силу по комнате. Деревья в саду были намагниченными так же, как и фонтан. Пациенты ложились всюду дюжинами, держась за руки и получая волны магнетической энергии. Результаты оставались замечательными.

Падение Месмера с воздвигнутого пьедестала произошло в Париже из-за юной слепой пианистки, которую звали Мария-Тереза Парадиз, протеже императрицы. Месмер, не зная, что слепота была физического происхождения - из-за отслоения сетчатки - предложил лечить её, если она приедет и будет жить в его доме. Императрица дала согласие. Девушка, естественно, была полна энтузиазма. Спустя несколько недель она начала - хотя и слабо - видеть.

Вся Вена обсуждала этот случай. Были, однако,   сомневающиеся, указывающие, что когда Месмер осматривает пациенток, они одеты в неплотные халаты, и его руки тщательно массируют грудь и бедра. Почему постоянные пациентки - все хорошенькие девушки? Почему он пренебрегает своей больной и пожилой женой? Профессор Барт был приглашён на осмотр Марии Парадиз, и провозгласил   значительно, что она ещё слепа. На отца девушки оказывали давление Барт и иезуит Хел, теперь враги Мессмера, чтобы он уехал и увез девушку из дома греха. Девушка отказалась ехать, даже когда мать избила её до полусмерти. В конце концов вмешалась полиция, и Месмер решил бежать из Вены до того, как его арестуют.

Девушка вернулась к родителям. Говорили, что состояние девушки действительно улучшилось и что Барт приписывал это в частных беседах Месмеру. Однако слепота вернулась, когда лечение было прервано. Месмер прибыл в Париж и немедленно стал предметом всеобщего помешательства. За столетие до Фрейда он открыл важность сексуального элемента в истерических заболеваниях.

Он входил в процедурную в лиловом   шёлковом    халате,   неся длинный магнит, который накладывал на пациентов, пока совершал над ними пассы. Затем он уходил в следующую комнату и начинал играть на магнетическом пианино. Из пациентов должна была формироваться цепочка - мужчины попеременно с женщинами, нужно было давить на бедра, чтобы увеличить магнетизм. У людей начинались конвульсии, и они падали на пол. Так как магнетизм производился руками, а бедра   были чувствительной  областью, они имели возможность воздействовать своим животным магнетизмом друг на друга во имя медицинской науки. Ассистенты должны были удалять некоторых попадающих  в состояние сильной аффектации пациентов в Комнату Кризиса, где далее животный магнетизм должен был вызвать климактические конвульсии. Все поголовно верили в теории Месмера, поскольку только   горячая вера может оправдать такие оргастические   действия.  

Это был восхитительный способ устранения подавленных состояний, понятно, что и лечение было успешным. Слава о Месмере распространилась по Франции. Он   обучал людей своему методу и основал центры во многих больших городах».

Колин Уилсон, Оккультизм, М., «Клышников – Комаров и Ко», 1994 г., с. 112.