Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
ОРГ и распространение знанийKnowledge management - управление знаниями - за исключением методик творчества…
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
ОРГ и распространение знанийKnowledge management - управление знаниями - за исключением методик творчества…
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
X
«Математические олимпиады школьников в нашей стране имеют уже довольно длинную историю: в 1999 г. мы отметили 65-летие первой в СССР математической олимпиады, проведенной Ленинградским университетом весной 1934 г.
Вдохновителем олимпиады и председателем её Оргкомитета был член-корреспондент АН СССР Борис Николаевич Делоне, разносторонний математик, выдающийся организатор и педагог. […]
В начале 30-х гг. страна остро ощущала нехватку квалифицированных научных и инженерных кадров; партия выдвинула лозунг: «Кадры решают всё!». Создав в результате громадных успехов индустриализации широкую техническую базу в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте, оснастив передовой техникой Красную Армию, страна вступила в новый период - овладения техникой. «Правда» писала в те дни: «Техника без людей - мертва. Техника во главе с людьми - может и должна дать чудеса. Если бы на наших заводах и фабриках, в наших совхозах и колхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, выжать из неё всё, что можно, страна получила бы втрое и вчетверо больше того, что она имеет теперь».
Поэтому кадровый вопрос стал для находившейся во враждебном окружении страны вопросом жизни и смерти.
Школа в то время ещё не нашла достаточно эффективных методов работы с одаренными школьниками и также нуждалась в помощи. […]
Б. Н. Делоне в 1933 г. предложил стройную продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне.
Основным звеном этой системы должны стать школьные кружки и кружки в районных и городских Домах пионеров, которые позволяли бы вести систематическую, регулярную работу в течение всего учебного года. Олимпиада же должна была подводить итоги этой работы, выявлять одарённых в научном отношении ребят, привлекать их к занятиям в кружках под руководством опытных педагогов и учёных-математиков. В сентябре 1933 г. под руководством Делоне был создан оргкомитет по подготовке первой математической олимпиады в составе ведущих профессоров Ленинградского университета: В.А. Тартаковского, Г.М. Фихтенгольца и О.К. Житомирского. На первом заседании было решено провести олимпиаду уже в текущем 1933/34 учебном году, а также принято воззвание к ученикам школ, рабфаков, техникумов и их учителям. В нём говорилось, что нужно «не только выявить одарённых в научном отношении людей, но и вообще повысить тонус учебной работы в школе, развернуть широкую сеть школьных научных кружков и районных научных станций, провести внутришкольные научные соревнования и таким образом вовлечь в научные занятия многомиллионные массы советских школьников». […]
Подготовительная работа дала свои плоды, и на заключительный тур олимпиады прошло 400 школьников и учащихся рабфаков и техникумов, что было бесспорным успехом организаторов. На первых олимпиадах не было разделения по классам, и всем участникам предлагались одни и те же задачи. Несмотря на то, что они были рассчитаны на учащихся выпускного класса, почти каждый год кому-либо из младших по возрасту школьников удавалось пробиться в число победителей. В те годы это было особенно непросто, так как число награжденных первыми премиями - их ежегодно было 10 – устанавливалось заранее. […]
В качестве наград победителям олимпиады вручили кожаные портфели с книгами по математике и наклейками, на которых золотыми буквами было написано «Победителю I научной олимпиады по математике в награду за проявленные упорство и трудолюбие. Помни: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по её каменистым тропам» (К. Маркс). Кроме того, победителям олимпиады предоставлялось право поступления без экзаменов на физико-математические специальности Лениградского университета.
Следует отметить и работу оргкомитета олимпиады по профориентации молодёжи: несмотря на то, что оргкомитет и жюри состояли исключительно из преподавателей университета, многим участникам и победителям олимпиады было рекомендовано поступать в инженерные и, в частности, оборонно-технические вузы. Многие победители и участники первых олимпиад до сих пор преподают и работают в различных научно-исследовательских и учебных заведениях Санкт-Петербурга.
Таким образом, уже первая в стране олимпиада подтвердила правильность и эффективность предложенной Делоне системы отбора и профориентации школьников, привлекла свежие силы к научной и оборонно-технической работе, а младших по возрасту школьников - к занятиям в кружках и на научных станциях. Более того, оказалось, что и для самой школы научные соревнования имеют первостепенное значение: они подводили итоги работы кружков там, где она велась, и стимулировали организацию этой работы там, где её не было…
[…]
Главной особенностью наших олимпиад является устное проведение городского и отборочного туров. Эта традиция восходит к первой олимпиаде 1934 г. и предложению Делоне, считавшего, что выявить истинный уровень математической культуры легче при устном собеседовании, чем при чтении письменной работы. Да и случайное заблуждение, неправильное понимание условия задачи или арифметическая ошибка не ведут здесь к столь непоправимым последствиям, как на письменной олимпиаде. Учащиеся не записывают решения, а рассказывают их членам жюри, имея возможность сделать по каждой задаче олимпиады три подхода и исправить имеющиеся недочёты в правильном решении».
Рукшин С.Е., Математические соревнования в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Первые пятьдесят лет, Ростов-на-Дону, «МартT», 2000 г., с. 4-8 и 15.