Развитие эволюционных идей
ИсторияИсторические модели
Первобытная историяПервобытная история человечества
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Развитие эволюционных идей
ИсторияИсторические модели
Первобытная историяПервобытная история человечества
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Важной формой внутривидовой кооперации, отличающей человека от прочих животных (включая приматов), является способность делиться пищей.
Это одна из фундаментальных черт человеческого общества, возникшая (по археологическим данным) уже у плиоценовых гоминид, видимо, как результат разделения труда: вследствие полового диморфизма самцы и самки порознь занимаются поисками пищи (первые - животной, вторые - растительной), после чего следует неким образом поделить собранную добычу.
В дальнейшем возникает необходимость в специальном месте, где этот делёж и происходит - иными словами, в жилище. Судя по всему, жилище, разделение труда и делёж пищи возникают уже на самых начальных этапах эволюции человека.
Другой комплекс характерных для людей поведенческих реакций связан с заботой о потомстве. Потомство человека зависит от других людей (в первую очередь от родителей) много дольше, чем у любого другого примата. Одно из следствий этого - высокая степень взаимозависимости человеческих индивидуумов; это касается не только детей, но и самих взрослых, которых объединяет присутствие малышей, нуждающихся в заботе. Доказательством замедленного созревания детенышей мог бы служить характер прорезывания зубов (ранние гоминиды действительно демонстрируют это свойство). Всё это приводит к тому, что основой человеческого поведения становится кооперация между индивидуумами.
Другая (в некотором смысле зеркальная) черта, отличающая гоминид, - категорическая неспособность ужиться со своей «дальней родней»: виды рода Homo сугубо аллопатричны, т. е. не сосуществуют сколь-нибудь продолжительное время. В раннем плейстоцене (1,6 млн. лет назад) на смену «человеку умелому» пришёл «человек прямоходящий» - Homo erectus, которого прежде называли питекантропом; именно в это время полностью вымирают австралопитеки.
Примерно 1,2-1,0 млн. лет назад «человек прямоходящий» вышел за пределы Африки и заселил Южную Азию и Европу, а 400 тыс. лет назад исчез, освободив место для «человека разумного» - Homo sapiens.
Термином «архаичные» Homo sapiens обозначают людей, живших в интервале 300-40 тыс. лет назад. Наиболее известны из них европейские неандертальцы (возраст 70-30 тыс. лет) - низкорослые, массивного сложения, с выступающей челюстью, но с мозгом даже более объемистым, чем у современного человека. Homo sapiens современного типа (кроманьонец) появился около 100 тыс. лет назад - и тоже в Восточной Африке. Он заселил Европу 30-40 тыс. лет назад и вытеснил неандертальца (злые языки бестактно уточняют: «съел»), практически не смешиваясь с ним.
Вопрос о разумности видов Homo, предшествующих нашему, сводится лишь к спору о терминах («А что есть разум?..»). Во всяком случае, хабилисы уже изготавливали каменные орудия (2,5 млн. лет назад), поздние питекантропы пользовались огнем (500 тыс. лет назад), а неандертальцы хоронили своих умерших, совершая сложные погребальные обряды, и создавали произведения изобразительного искусства.
Вот замечательный сюжет для любителей так называемой альтернативной истории: 100 тыс. лет назад Африка оказалась начисто изолированной от остального мира (это действительно произойдёт в будущем, через пару миллионов лет, когда до конца раскроется Красноморский рифт) и на планете возникли две цивилизации - кроманьонская в Африке и неандертальская в Евразии. Случись такое, флегматичные неандертальцы, может быть, создали бы что-нибудь более пристойное, чем то, что мы видим вокруг себя... Впрочем, вряд ли. Скорее всего, дело и в этом случае закончилось бы кроманьонской конкистой с «окончательным решением неандертальского вопроса».
Еськов К.Ю., Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней, Изд-во НЦ ЭНАС, 2007 г., с. 222-226.