«Помогаете Вы кому-то или нет, многие из Вас согласятся с тем, что помогать - хорошо. Подавляющее большинство людей обладают врождённым чувством нравственности.
Нравственность важна как основа положительного отношения друг к другу. Мы стараемся придерживаться установленных для себя правил поведения, определяющих, что можно считать приличным или неприличным.
Например, взгляните на эти примеры поведения - они плохие, и если да, то почему?
- Чистить туалет флагом своей страны.
- Заниматься сексом с мертвой курицей.
Большинство людей понимают, что это неправильное поведение, однако нам нелегко объяснить, почему именно. Почему наш нравственный компас показывает в эту сторону? Это просто чувство или в нашей психологии заложена некая руководящая сила? Наш нравственный компас - результат обучения или он врожденный?
Психолог Джонатан Хайдт, автор этих примеров, считает, что в какой-то степени нравственность - врождённый инстинкт. Он обнаружил, что представители разных культур имеют схожие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что все человеческие сообщества опираются на одни и те же шесть нравственных принципов.
Шесть нравственных устоев
1. Забота / вред. Наш основной инстинкт - переживать из-за страданий других людей и не причинять им вред. Этот нравственный постулат лежит в основе альтруизма и услужливого, заботливого поведения.
2. Свобода / притеснение. Наше чувство взаимообмена опирается на этот нравственный принцип; он определяет наше отношение к справедливости и личным правам.
3. Свобода / угнетение. Это сознание того, что мы имеем право на свободу выбора и возможность жить не под контролем или доминированием другого человека.
4. Верность / предательство. Патриотизм по отношению к семье или сообществу.
5. Авторитетность / бунт. Благодаря этому нравственному принципу мы проявляем пиетет или уважение к лидерам или традициям. В основе его лежит наша иерархическая природа: некоторым членам нашего сообщества дана большая власть или определен особый статус.
6. Чистота / святость. Нравственный принцип, основанный на инстинктивном отвращении к заразе. Зараза может быть физической или более абстрактной - нравственной.
Согласно Хайдту эти нравственные устои объясняют наше отношение к предыдущим двум примерам. Причина, по которой секс с мертвой курицей считается неприемлемым, в том, что это оскорбляет наше чувство чистоты/святости, так как мы испытываем и физическое, и нравственное отвращение. Чистить туалет флагом своей страны неправильно, так как это оскорбляет чувство преданности своему сообществу.
Люди часто ошибочно обвиняют других в отсутствии нравственных принципов. Однако у них может быть не меньше нравственных принципов, чем у тех, кто их обвиняет, но их отношение опирается на другие устои. Например, человек, который предпочитает случайные сексуальные связи, опирается на своё нравственное право иметь свободу выбора; а тот, кто считает это неправильным, опирается на принцип чистоты/святости.
Основная мысль: Многие человеческие конфликты вспыхивают из-за того, что люди по-разному понимают добро и зло. Например, ваш партнёр полагает, что имеет нравственное право на свободу, поэтому поздно возвращается домой; а вы считаете, что он должен проявить преданность и провести вечер с вами».
Луиза Дэкон, Психология. Как понять себя и других людей, М., «Претекст», 2015 г., с. 133-135.