Истинный успех актёра по С.М. Михоэлсу

«Истинный успех актёра никогда не кроется ни в аплодисментах, ни в смехе, ни даже в слезах зрителя.

Самое дорогое для актёра, самая ценная реакция зрителя, высший успех в том, что зритель ждет его появления на сцене, ждёт его жеста, волнуется из-за любой мелочи, мешающей видеть этого актёра, который что-то знает, что-то в себе несёт, что-то открывает.

Истинный успех начинается там, где зрители шикают на разговаривающих в зале и требуют тишины. Возглас зрителя «тише» дороже любых аплодисментов.

Успех, выражающийся в смехе, слезах и овациях, может опьянить актёра, заставить его начать применяться к публике, чтобы быть ещё «смешнее», ещё «драматичнее», ещё «приятнее». Это приспособление - верный путь для появления наигрыша, фальши.

Иногда оно ведёт к полной утрате верного пути в работе актёра.

Это превращает успех в дешёвку и удаляет актёра от его настоящей цели».

Михоэлс С.М., Из записной книжки / Стати. Беседы, Речи, М., «Искусство», 1960 г., с. 257.