Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Использование сетевых моделейИспользование различных сетевых моедей
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Использование сетевых моделейИспользование различных сетевых моедей
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
X
«Ранее, испытывая смутное желание создать классификацию ценностей, я выстроил некую трилогию: начальная стадия, когда существовали повседневные, бытовые ценности; рыночная стадия, когда ценность выступает как средство обмена; структурная стадия, когда появляется ценность-символ. Закон естественного развития - закон рынка - структурный закон ценностей.
Эти различия, разумеется, носят формальный характер и немного напоминают те новые частицы, которые каждый месяц открывают физики. Одна частица отнюдь не исключает существования другой, они следуют друг за другом и дополняют одна другую в пределах некой гипотетической траектории.
Теперь я хочу добавить новую частицу в этой физике микрообразов.
После начальной, рыночной и структурной стадий ценности возникает стадия дробления.
Начальной стадии соответствовало естественное природное состояние мира, и ценность развивалась согласно существовавшим естественным обычаям.
Второй стадии соответствовала эквивалентность ценностей, и ценность развивалась согласно логике торговли.
На третьей стадии появляется некий свод правил, и ценность развивается в соответствии с существующей совокупностью образов.
На четвёртой же стадии - стадии фрактальной, которую мы могли бы назвать также вирусной или стадией диффузии ценностей, уже не существует соответствия чему бы то ни было.
Ценность распространяется во всех направлениях, без какой-либо логики, присутствуя в каждой скважине и щели. На этой стадии не существует более равноценности, присущей другим стадиям, нет больше самого закона ценности; есть лишь нечто, похожее на эпидемию ценности, на разрастание метастазов ценности, на её распространение и рассеяние, зависящее лишь от воли случая.
Строго говоря, здесь уже не следовало бы прибегать к самому понятию ценности, поскольку такое дробление, такая цепная реакция делает невозможным какое-либо исчисление и оценку. И вновь мы сталкиваемся с ситуацией, аналогичной той, что имеет место в физике микромира: провести расчёты в терминах прекрасного или безобразного, истинного или ложного, доброго или злого так же невозможно, как вычислить одновременно скорость частицы и ее положение в пространстве.
Добро не располагается более по ту сторону зла, ничто не имеет определённого положения в системе абсцисс и ординат. Каждая частица движется в направлении, заданном её собственным импульсом, каждая ценность или часть её лишь мгновение сверкает на небосклоне лицедейства, а затем исчезает в пустоте, перемещаясь вдоль ломаной линии, редко соприкасающейся с траекториями других ценностей.
Такова схема дробления - нынешняя схема нашей культуры. Когда вещи, знаки, действия освобождаются от своих идей и концепций, от сущности и ценности, от происхождения и предназначения, они вступают на путь бесконечного самовоспроизводства».
Жан Бодрийяр, Прозрачность зла, М., «Добросвет», 2006 г., с. 9-11.