«Единое рассмотрение неорганической, органической и социальной эволюции в рамках универсального эволюционизма позволяет выработать более определенный взгляд на вектор эволюции. Этот вектор безусловно существует, образуя мутовку компонент, которая включает в себя
1) «поэтажное» возрастание сложности,
2) интенсификацию метаболизмов / взаимодействий,
3) интенсификацию круговоротов,
4) рост целостности (системности) структур,
5) рост связанности «всего со всем» и открытости систем (системы становятся все более автопойэтическими),
6) «поэтажное» возрастание разнообразия форм,
7) нарастание степени фрактальности эволюционирующих систем и Вселенной в целом,
8) нарастание степени негауссовости распределений и т. д. […]
Вновь возникающие «этажи» не отменяют старых, потому что это затормозило бы рост энтропии вразрез с принципом минимакса. Неорганические структуры не были отменены органическими, органические - социальными. Будучи направленной в сторону всё большей интенсификации метаболизмов, т. е. от состояния равновесия, эволюция строит пирамиду «этажей», в которой низкоорганизованные формы служат фундаментом для высокоорганизованных. Новые этажи не могли бы существовать без старых. В этом причина сосуществования в земной биосфере высоко- и низкоорганизованных органических форм. Текущие эволюционные этажи готовят почву для будущих этажей, которые зачастую спасают всю эволюционирующую «многоэтажную» систему от гибели.
Примеров тому множество. Появление эукариот не только спасло органическую жизнь на Земле от отравления производимым прокариотами кислородом, но и привело к созданию озонового слоя, по сей день защищающего обитающие на суше эукариотные формы жизни от ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не появился человек, жизнь на Земле могла погибнуть. И т.д. и т.п. Эволюционируя на Земле, жизнь сама создавала для себя среду обитания и дальнейшего развития.
Нижние социальные структурные «этажи», уступая место более высоким, также не исчезают бесследно. Семья по сей день служит базовой ячейкой социума. Рабство сохранилось в форме пенитенциарной системы, а в некоторых регионах - и в первозданном виде (напомним также о рецидиве рабства в США XVIII-XIX вв.). Племенной строй с его установкой на безвозмездное оказание помощи «своим» сохранился в виде института семейных кланов, служащего основанием современного социума. По сию пору практикуются в форме развлечения и спорта и характерные для этого строя первобытного общества собирательство и охота.
Прорыв на новый «этаж» происходит, когда предыдущий исчерпывает свои эволюционные возможности. […] С исчерпанием ресурсов эволюция на нижних «этажах» затормаживается. Примером может служить молекулярная эволюция, которая привела к созданию прокариот и которая после того затормозилась. Затормозилась, частности, эволюция белков […]
Затормозилась с появлением социального «этажа» и видообразовательная эволюция органического мира на Земле, несмотря на общую интенсификацию биотических круговоротов в результате сельскохозяйственной деятельности человека. Впрочем, замедление органической эволюции началось ещё раньше - с развитием ментально-поведенческого «этажа» органической эволюции, о чем можно судить по тому факту, что число видов позвоночных (42 000 видов) существенно меньше числа видов членистоногих (839 000 видов) и моллюсков (107 000 видов) Насколько о том можно судить, с преобразованием биосферы в ноосферу видообразовательная деятельность органического мира, особенно на его высших «этажах», ещё более замедлилась, что объясняется смещением эволюционной активности ноосферы с органического «этажа» на социальный.
С появлением и развитием социального «этажа» эволюции органический «этаж» занимает всё более «страдательное» положение, как то всегда и бывает в ходе универсальной эволюции: предыдущие «этажи» оттесняются новыми на периферию ареала и эволюции. Впрочем, затормозившись с появлением социального «этажа», органическая эволюция не прекратилась вовсе.
На очередной «этаж» прорываются наиболее продвинутые ветви эволюционных мутовок, обеспечивающие наиболее интенсивные метаболизмы, другие ветви на новый «этаж» не проникают. Поэтому нижние «этажи» по разнообразию характерных для них форм и метаболизмов превосходят верхние. […]
В развитых обществах господствует моногамная форма семьи, тогда как в примитивных обществах разнообразие форм семьи было чрезвычайно большим - парный и кросскузенный брак, полигамия и полигиния разные формы матри- и патрилокальной большой семьи и т.д. и т. п.; в развитых обществах сегодня встречаются только некоторые из этих форм семьи. Во всех случаях, однако, верхние эволюционные «этажи» превосходят нижние по общей интенсивности метаболизмов и общему же разнообразию форм.
Переход на новый эволюционный «этаж», связанный, как говорилось, с исчерпанием предыдущим «этажом» эволюционных ресурсов, сопровождается временным замедлением эволюции, снижением общей интенсивности метаболизмов, регрессом. Социальная история вся состоит из таких спадов, предваряющих подъемы. Минойская (крито-микенская) цивилизация породила эллинскую (греко-римскую) не сразу, но через несколько «темных веков» (XII-VIII вв. до н. э.) спада, вызванного двумя волнами нашествий варваров - пришедших в середине XV в. до н. э. ахейцев и вторгшихся около 1000 г. до н. э. дорийцев («гераклидов»). За падением Рима под ударами гуннов и германцев последовали свои «тёмные века», которые пришлось пережить Европе перед её подъемом. Аналогичные временные спады переживали при переходе к средневековой фазе Китай (с I в. н.э.) и Япония (с IX в. н.э.). Переходу развитых стран во второй половине XX в. к кейнсианской фазе также предшествовал спад в первой половине века, отмеченный двумя мировыми войнами и мировым же экономическим кризисом между ними».
Хайтун С. Д., Социум против человека: законы социальной эволюции, М., «КомКнига», 2006 г., с. 47-51.