Эдуард Шпрангер публикует книгу Формы жизни / Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914.
В книге автор, исходя из жизненных целей и ценностей личности, выделил шесть человеческих типов, а именно:
- теоретический человек - все его стремления направлены к познанию;
- экономический - для него важна полезность как смысл любой деятельности;
- эстетический - он стремиться осмыслить, прочувствовать единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его особенностями;
- социальный - смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других;
- политический - стремление к власти и чести, господству и влиянию;
- и религиозный – этот человек относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира в целом.
Педагог, по мнению Э. Шпрагнера, должен интуитивно учитывать тип каждого обучаемого.
Творческая личность, анти-личность и нетворческая личность