«Для европейского и вообще западного понимания индуизм остаётся чуждым и плохо воспринимается из-за многих своих особенностей, не соответствующих нашим привычным стереотипам, выработанным иудео-христианскими религиями. Глядя на индуизм сквозь призму европейских представлений, мы не увидим в нём ни чётких и ясных религиозных границ, ни представлений об обладании уникальной спасающей истиной, возвещённой человечеству, ни сотворения и конца мира, ни Божьего суда.
Нам трудно представить себе, что можно почитать богов, «современников» Осириса и Зевса, что философия существует внутри мифа, что Бог может иметь облик слона и ездить при этом верхом на мыши и т. п.
Многие привычные нам понятия и представления в случае с индуизмом «работать» не будут.
Прежде всего, индуизм - это конгломерат самых разнообразных идей, течений, направлений и школ, которые сосуществуют в пределах некоего религиозного целостного образования и радикально не противоречат его основным установкам.
В индуизме нет и не может быть еретических форм (в привычном христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере.
В нём нет и не может быть доктринальных ересей, так как нет единой центральной доктрины. Каждая форма индуизма и каждый культ обладает в глазах его приверженца известной этической ценностью.
В отличие от догматических «религий писания» (христианство и ислам), индуизм - религия по преимуществу мифологическая. Именно мифология составляет его незыблемый фундамент, пронизывает всю историю его существования и сохраняет живые традиции мифотворчества вплоть до наших дней.
Множественность форм, в которых проявляется индуизм, видна не только в теологических, философских, культовых и духовных различиях, но и в социальных, прежде всего в сложнейшей кастовой системе. Сказывается она и во множестве местных традиций, и в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека.
Невозможно говорить об индусе вообще: он рождён в определённой касте, принадлежит к какой-либо секте и совершает обряды, которые соответствуют его наследственному статусу, возрасту и положению.
Политеистический характер индуизма демонстрируется не только многообразием культов, объектов почитания и обилием мифо-ритуальных комплексов, но и совершенно особым отношением индуизма к другим культам. При соприкосновении с ними он, подобно магниту, втягивал их в своё поле в той или иной форме, приспосабливал к своим нуждам иные религиозные установки и тем самым обеспечил себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на индийском субконтиненте.
Индуизм не знал и по сию пору не знает ни в местном, ни в общеиндийском масштабе единой централизованной организации, наподобие христианской церкви.
Храмы, которые начали строить в Индии примерно в конце периода древности, были автономными образованиями и не подчинялись какому-либо высшему духовному лицу, облеченному священным саном. Разного рода жрецы, учителя-ачарьи, наставники-гуру обслуживали и сейчас обслуживают отдельные семьи, направления, школы, частных лиц и т. п., но они никогда не были организационно связаны между собой; не являются они таковыми и сейчас; за всю историю существования индуизма никогда не созывались всеиндийские соборы, на которых устанавливались бы общие нормы, принципы и правила поведения или кодифицировались тексты.
Совершенно не знаком традиционному индуизму и прозелитизм: стать индуистом нельзя, им можно только родиться. Главным для индуиста всегда было и остаётся следование древним традициям и соблюдение ритуально-поведенческих норм, которые, согласно многочисленным преданиям, были возвещены богами, запечатлены в мифах и подтверждены авторитетом священных текстов.
Основные этапы истории. Хронологические рамки главных периодов в истории индуизма могут быть указаны только условно: они служат скорее для общей ориентации, чем для точной датировки. Объясняется это тем, что истории как науки в европейском понимании в Индии не было до прошлого века, а народная память, опирающаяся на предания и мифы, была всегда равнодушна к точным хронологическим датам.
Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, древнейшей на субконтиненте, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская (хараппская) цивилизация, существовавшая в II-III тыс. до н. э. в долине реки Инд и его притоков, была важным звеном в цепи Древних земледельческих культур, образовавших так называемый «плодородный полумесяц». […]
Противоборствующие стороны нередко встречались на диспутах, которые сыграли роль своеобразных «лабораторий», поставляя ярких мыслителей для разных течений религиозно-философской мысли. […]
В то время существовало множество разных групп и школ, большая часть которых тогда же и вымерла. Тем не менее, они заложили мощный фундамент для последующего философского развития индуизма.
Европейский термин «философия» в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них - даршана («интеллектуальное, духовное видение»). Именно даршаны были основной формой существования и развития теоретической мысли».
Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 53-54 и 63.