Душевные отклонения и болезни...
Перекодировка ощущенийФункция перекодировки и формализации исходных ощущений решающего при создании инноваций / изобретений
Постановка задачФункция постановки системы задач при создании инноваций / изобретений
X
Душевные отклонения и болезни...
Перекодировка ощущенийФункция перекодировки и формализации исходных ощущений решающего при создании инноваций / изобретений
Постановка задачФункция постановки системы задач при создании инноваций / изобретений
X
«… просто сознавание того, что вы сознаете, расширяет сферу возможного действования. Это даёт более широкую ориентацию и большую свободу выбора и действия.
Этот факт крайне важен для невротика. Как я уже отмечал, ему не хватает не способности манипулировать; ему совершенно определённо не хватает ориентации в окружающем.
Он стиснут рамками своего несознавания себя и внешней ситуации, у него очень мало пространства для маневра. Но по мере того, как его сознавание расширяется, расширяется также его ориентация и пространство для маневра. Его контакт, - который требует ориентации в настоящем, - совершенствуется. Это важно для невротика. Его чувствование себя слабо; он всегда прерывает себя. Его «я» редко может пробиться к нему. Следовательно, ему нелегко выразить себя. Даже такой рудиментарный и простой способ выражения для него - большой шаг вперёд.
Я убеждён, что одна только техника сознавания может привести к значительным терапевтическим результатам. Если бы терапевт имел в своём распоряжении только три вопроса, для успешной работы (если не говорить о пациентах с серьёзными психотическими расстройствами) они могли бы быть такими:
«Что вы делаете?»,
«Что вы чувствуете?» и
«Чего вы хотите?»
По существу они являются переформулированием утверждения «Сейчас я сознаю...» Можно увеличить число вопросов еще на два, добавив следующие:
«Чего вы избегаете?» и
«Чего вы ждёте?»
Они явно являются разворачиванием первых трёх. И этих вопросов для терапевта может быть достаточно.
Все они являются здоровыми, поддерживающими вопросами. То есть пациент может отвечать на них лишь в той мере, в какой его собственное сознавание делает это возможным. Но, в то же время, они помогают ему сознавать больше. Они отсылают его к собственным ресурсам, дают ему почувствовать собственную ответственность, предлагают воспользоваться собственными силами и средствами опоры на себя. Они дают ему чувствование себя, поскольку они направлены к его «я».
Словесные ответы пациента могут исходить из интеллекта, но его целостный ответ, если только пациент не десенситизирован полностью, исходит из его целостной личности и указывает на неё. […]
Если мы будем проводить время в поисках причин, вместо того, чтобы искать структуру, мы можем отказаться от терапии и присоединиться к беспокойным бабушкам, которые атакуют своих внучат бессмысленными вопросами вроде «Почему же ты простудился?» или «Почему ты так безобразно себя ведешь?»
Разумеется, все вопросы терапевта являются прерываниями каких-то процессов, происходящих в пациенте. Это внедрение, которое часто оказывается миниатюрным шоком. Эхо может показаться несправедливым: терапевт должен фрустрировать требования пациента, но сам при этом чувствует себя вправе забрасывать его вопросами. Разве это не авторитарное отношение, совершенно противоположное нашей попытке превратить терапевта из фигуры, облеченной властью, в человеческое существо?
Не легко разобраться в этой неувязке, но если терапевт разрешил парадокс работы одновременно с поддержкой и фрустрацией, методы его работы найдут уместное воплощение. Конечно, не только терапевт может задавать вопросы. И невозможно даже перечислить всего, что пациент осуществляет с их помощью. Его вопросы могут быть умными и способствующими терапии. Они могут быть докучливыми и повторяющимися. Это могут быть бесконечные «что вы сказали» и «что вы имеете в виду», если пациент не хочет понимать.
Не всегда понятно, из какой области замешательства возникают вопросы пациента. Иногда он не знает, можно ли доверять терапевту, так что использует свои вопросы, чтобы проверить его. Если его сомнения имеют навязчивую природу, он будет задавать свои вопросы снова и снова. Большая часть вопросов, которые задает пациент, - это соблазны интеллекта, связанные с попыткой заменить понимание словесными объяснениями. Если кормить пациентов (особенно эмоционально заторможенных) интерпретациями, они с удовольствием возвращаются в кокон своего невроза и остаются там, мирно мурлыкая.
Идея фрустрации вопросов пациента стара, как сама психотерапия. Даже такой простой ответ, как «почему вы об этом спрашиваете?», предназначен для того, чтобы отослать пациента к собственным ресурсам. Но как мы раньше указывали, вопросы типа «почему» - ненадежное орудие. Мы хотим прояснить структуру вопроса пациента, его основания. В этом процессе мы хотим по возможности добраться до его самости.
Так что наша техника состоит в том, чтобы предложить пациентам превращать вопросы в предположения или утверждения.
Поначалу они лишь перескажут вопрос другими словами, но останутся привязанными к спрашиванию: «Мне хочется узнать,» - а затем повторяется вопрос. Однако пациент может сказать и так: «Я думаю то-то и то-то, а вы как думаете?». Это по крайней мере один шаг вперед: пациент обнаруживает для себя свою неуверенность и потребность в интеллектуальной поддержке. Мы можем пойти дальше и предложить ещё одно переформулирование, и, возможно, тогда пациент даст нам много материала, который до этого не выходил на поверхность».
Фриц Перлз, Гештальт-подход и Свидетель терапии, М., «Полиграф», 1996 г., с. 94-95 и 98-99.