Бхагавадгита (Бхагавад-гита)

Древнеиндийская религиозно-философская поэма из 700 двустиший.

Вероятно, варианты этого текста появились в 8-7 веках до н.э., но были записаны 1-2 веках до н.э.

Поэма построена в форме диалога между воином Арджуной и его колесничим Кришной, который считается аватарой (земным воплощением) бога Вишну. 

«Красота этого произведения в том, что оно действует на читателя на разных уровнях - поэтическом, литературном, философском, духовном, - и здесь мы обратим внимание на последний. Арджуна не хочет участвовать в этой битве, да и почему он должен это делать? Читатель не может не согласиться, что воевать против собственных родственников - полное безумие.

Однако эта история представляет собой аллегорию: она говорит о действии и бездействии и знакомит нас с понятиями кармы и дхармы. Арджуна удивляется, и совершенно справедливо: зачем он должен делать что-то хорошее или вообще что-то делать в мире, который настолько плох. […]

Бхагавадгита - великая книга, потому что она является воплощением рассуждающего разума, способного выбирать путь достижения цели и отбрасывать автоматичность жизни, которая является следствием потакания желаниям. Если Арджуна будет просто следовать своему желанию и не сражаться, то он ничему не научится. Вместо этого Кришна убеждает его «сражаться идеально» - в этом его долг, его цель, его дхарма. Освободившись от нерешительности, Арджуна узнаёт, что его противники «получают свою участь как воздаяние» в любом случае. Арджуна осознаёт себя инструментом божественной кармы.

Читатель не должен долго удивляться тому, что Бог рекомендует молодому человеку воевать. Смысл этой истории в том, что Арджуна, ставя под вопрос свои действия и существование, представляет собой разум человека. Сегодня мы склонны отождествлять разум и интеллект. Это неправильно, потому что тогда компьютер, который также обладает некоторым интеллектом и может «выводить нечто новое и обрабатывать информацию», находится на одном уровне с нами.

Разум на самом деле - это процесс, с помощью которого мы открываем свое место в более широкой картине мира, и в особенности это те действия, которые оправдывают наше существование и наделяют его смыслом. Именно это делает нас человеческими существами.

Бхагавадгита - это не мистическая книга, она направлена на развитие высших способностей и активности через демонстрацию путей разума. […]

Главной идеей данной священной книги по поводу работы является следующее положение: если вы делаете работу, которая вам не нравится, то это затемняет вашу душу. Если это кажется невозможным, любите то, что вы делаете. Свобода - от страха и беспокойства по поводу «результатов» - обязательно последует. Мудрый человек всегда держит результат или цель в уме, и всё же отстранённость от него делает его труд более эффективным.

Бхагавадгита говорит, что спокойствие, которое возникает в результате отказа от плодов своих трудов, даже выше спокойствия, которое возникает в результате медитации. В этом состоянии человек освобождается от жесткости сексуальных ожиданий, что позволяет проявиться неожиданному и замечательному. […]

Бхагавадгита учит, что вы можете достичь такого состояния, в котором вам уже не будет нужна никакая внешняя поддержка, и вы будете ощущать себя правым только на основании собственного чувства. Вы сможете знать, что обладаете настоящей, вечной ценностью».

Том Батлер-Боудон, 50 книг и великих идей, которые помогут вам изменить свою жизнь, М., «Аст», 2009 г., с. 42-46.

 

Считается, что основная идея Бхагавадгиты заключается в необходимости выполнения каждым человеком бескорыстное отправление человеком своей дхармы, ибо «чужая дхарма опасна»…

В индийской традиции тексты  Бхагавадгиты выучивают наизусть и постоянно повторяют её в определенном ритме, достигая состояния непрерывного «знания-припоминания», сравниваемого самими индусами со струёй бесшумно льющегося масла…

 

В Европу текст Бхагавадгиты попал в 1785 году.