Изображение героической личности – обзор А.А. Аникста

«В Гомере воплотилось героическое детство человечества. Человек поднялся над природой, сделал первые шаги от первобытной дикости к цивилизации, создал особые нормы общежития. Этот человек обладает цельностью, характером, но как личность он ощущает и познаёт себя в пределах рода, племени, народа. Отдельно от них он не мыслит своего существования, и самое страшное наказание для него - быть изгнанным из своей общины.

Пройдут века, и законом жизни останется та же человеческая общность, вплоть до самой вольной городской цивилизации средневековья - итальянской коммуны. Но в этих пределах личность уже обрела новое качество - самосознание. Обе черты ясно видны в Данте. Он всю жизнь чувствует себя гражданином Флоренции, даже будучи изгнанным из неё. Вместе с тем этот флорентиец настолько сознаёт свою значительность, что считает себя вправе судить всё человечество. Не дожидаясь Страшного суда, он сам разместил весь род людской по трем областям загробного мира: беспросветных злодеев и невольных грешников - в ад, небезнадёжных - в чистилище, добродетельных - в рай. Мир Данте - огромное иерархическое целое, и каждое подразделение в нем представляет собой своего рода единство во грехе или нравственной чистоте. Но личность родилась, и ей стало тесно в уготованных каждому пределах.

У Шекспира человек разрывает оковы общины. Здесь каждый сам по себе. Страсти бушуют вовсю. Личность не только осознает себя, она деятельно утверждает себя в борьбе с другими. Но никакое восстание против общего не проходит человеку даром. Он расплачивается жизнью за своеволие, за попытку следовать своей натуре, за желание быть самим собой, отступать от вековечных законов. Герои Шекспира не боятся смерти - они встречают её легко и бесстрашно, для них есть только одна форма жизни - полноценная, а это означает для них удовлетворять свои страсти. Герои Шекспира обладают подлинным величием. Но они уже утратили душевную цельность. Каждый трагический герой в разладе либо с окружением, либо- с собой, раздваивается, ощущает крушение ценностей, казавшихся незыблемыми.

У Гёте личность уже полностью освободилась от оков патриархальности, обрела независимость и вступает в открытый конфликт с обществом, чей жизненный уклад не удовлетворяет её. Гёте - художник эпохи буржуазной революции, он художественно выразил то освобождение личности, которое политически и социально осуществляло рождавшееся буржуазное общество со свойственным ему индивидуализмом.

В творчестве Гёте идея личности ни в коей мере не отождествлялась со своекорыстием буржуа и эксплуататоров. Поэт унаследовал великую мечту гуманистов эпохи Возрождения о полном и всестороннем развитии всех задатков, вложенных природой в человека. Иллюзией передовых людей XVIII века была вера в то, что буржуазная революция способна создать для этого реальные условия. Иллюзия была благородной, и она вдохновляла как тех, кто осуществил революцию во Франции, так и тех, кто не мог совершить её в Германии. Так или иначе, время Гёте отмечено в идеологии развитием благороднейших сторон индивидуализма, новой вспышкой гуманистической идеи личности, завещанной Ренессансом.

Красота и величие героев Гёте в осознанном стремлении свободно, раскованно и деятельно утвердить своей жизнью высшие идеалы человечности.

Гёте понимал всю трудность этой задачи, особенно в условиях феодальной Германии. Ему открылись и противоречия, вытекавшие из самого существа буржуазного строя, с одной стороны, породившего представление о ценности личности, а с другой - создавшего все предпосылки для её угнетения и подавления. Гёте - поэт личности, стремящейся к полной свободе, к  самоосуществлению, художник, создавший прекрасные образы людей, борющихся за утверждение этого идеала в действительности, страдающих от сознания его неосуществимости».

Аникст А.А., Творческий путь Гёте, М., «Художественная литература», 1986 г., с. 5-6.