Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
Типовые ошибки мышленияТиповые ошибки мышления, рассуждений
X
Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
Типовые ошибки мышленияТиповые ошибки мышления, рассуждений
X
«... Нишапур. Весна 1116 года. В одной из небольших комнат своего дома Хайям читает лекцию четырём юношам. Держа на коленях пюпитры с тетрадями, они старательно водят отточенными тростинками по бумаге. Хайям сидит, облокотившись на небольшую подушку. Через несколько недель ему исполнится шестьдесят восемь лет. На его лице проступили глубокие морщины, а борода стала совсем белой. Глухим, мрачным голосом он продолжает:
«Только тот является человеком по истине, который не может не познавать истинную природу вещей и мира, то есть мира, каков он есть в своей беспредельной сложности. И при этом такой человек должен опираться на самого себя. Ведь сказал же предводитель правоверных Али ибн Абу-Талиб: «Не познавай истину через людей, но познавай истину самоё по себе». Но путь истины в качестве предпосылки своей требует поиска прежде всего того, в чем заключается истинная природа самого познания».
Хайям замолчал и, подняв с ковра пиалу с чаем, сделал небольшой глоток:
«Вы должны быть твёрдо уверены, что ваш путь познания должен вести к действительно достоверному знанию, то есть к знанию, когда познаваемое обнаруживает себя так, что при этом не остаётся места для каких-либо сомнений. Подобное знание должно быть настолько обеспечено от ошибки, что если бы кто-нибудь, претендуя на опровержение его, в доказательство своей правоты превратил, например, палку в змею, то и это не должно было бы вызвать никакого сомнения и колебания».
Хайям вновь замолчал, обдумывая пример: «Если бы я знал, что пять больше двух, и если бы кому-нибудь вздумалось сказать мне: «Нет, два больше, и в доказательство тому я превращу вот эту палку в змею», и если бы он действительно проделал это на моих глазах, я всё равно остался бы при своём убеждении. Подобный человек вызвал бы во мне лишь удивление по поводу того, каким образом ему удалось это проделать, - сомнения в достоверности моего знания он не пробудил бы никакого».
Хайям выпрямился и взял четки. Перебирая бусины, он продолжал:
«Некоторые люди выбирают простой путь - приобретают достоверное знание из самоочевидных вещей, то есть из чувственных данных. Однако, только отбросив глубокие сомнения, возможно полностью полагаться на них.
Но откуда у таких людей берётся доверие к тому, что дают нам наши органы чувств? Самым замечательным из чувств является зрение. Но, однако, когда смотришь на тень дерева, кажется, что она неподвижно стоит на месте, и ты отсюда можешь заключить, что она не перемещается.
Стоит же тебе для проверки посмотреть на ту же тень через час, как ты обнаруживаешь, что она всё-таки перемещается, ибо двигается постепенно и безостановочно.
Или посмотрите на звезду ночью - разве она не есть для вас маленькая, не больше самой мелкой монеты? Но астрономы доказывают, что эта звезда по размеру своему превышает Землю».
Султанов Ш.З., Султанов К.З., Омар Хайям, М., «Молодая гвардия», 2007 г., с. 262-263.