Борьба с инновациями в Европе в XVI - XVII веках

«Мы снова во Франции, на дворе 1666 год.

Капиталисты ломают голову над тем, как противостоять важнейшему последствию всё расширяющего своё влияние рыночного механизма - непрерывному изменению.

В какой-то момент возник вопрос, позволительно ли мастеру ткацкого цеха вносить усовершенствования в процесс производства.

Вердикт был следующим: «Если ткач желает изготовить материю по своему методу, он не может немедленно начать производство, но обязан получить разрешение на использование необходимого ему количества нитей определённой длины от городских судей, которые огласят своё решение лишь после того, как выскажутся четыре старейших купца и четыре старейших ткача из его цеха».

Можно только догадываться, сколько мастеров решались предложить свои улучшения.

Вскоре после того, как «ткацкий вопрос» был решён, возмущение вспыхнуло в рядах производителей пуговиц; их ярость вызвал тот факт, что портные начали делать пуговицы из ткани - неслыханная наглость!

Новшество, способное нанести урон давно существующей отрасли, вызвало праведный гнев властей, и изготовители тряпочных пуговиц были оштрафованы. Но для пуговичной гильдии этого было мало. Они потребовали права на обыск домов и гардеробов, а также штрафов и даже арестов тех, кто будет уличен в ношении предосудительных изделий.

Боязнь всего новаторского и необычного охватила не только кучку насмерть перепуганных купцов.

Капитал единым фронтом встал на борьбу с переменами, а на войне все средства хороши.

Несколькими годами раньше в Англии изобретателю революционного вышивального станка было не только отказано в патенте - Тайный совет настоял на уничтожении зловредной машины.

Во Франции поступающий из-за границы набивной ситец угрожает благосостоянию швейной промышленности. Меры по отражению атаки приняты - гибнут около 16 тысяч человек! Только в Балансе по обвинению в торговле запрещённым ситцем семьдесят семь человек приговорены к повешению, пятьдесят восемь - к колесованию, а шестьсот тридцать один отправлен на каторжные работы, и лишь единственный счастливчик был отпущен на свободу.

Но капитал - вовсе не единственный производственный ресурс, отчаянно пытавшийся воспротивиться переходу жизни на рыночные рельсы. Ситуация с трудом ещё более удручающа.

Давайте вернёмся в Англию. К концу подходит XVI век - эпоха постоянного расширения английского могущества. Королева Елизавета отправляется в триумфальное путешествие по собственным владениям - но её ждет горькое разочарование. Она восклицает: «Повсюду нищие!» Наблюдение весьма странное, ведь ещё за сотню лет до того английская сельская местность в основном населялась возделывавшими свои земли крестьянами - составлявшими гордость всего королевства йоменами, которые принадлежали к крупнейшей в мире группе свободных, независимых и процветающих граждан. Теперь же - «Повсюду нищие!». Что произошло? […]

Шумные протесты гильдии пуговичников оказались тщетны - изготовители тряпочных пуговиц победили. Тайный совет запретил новые ткацкие станки, но уже семь десятилетий спустя ему пришлось ограничить их экспорт - настолько удачным оказалось изобретение. Сколько бы людей ни было колесовано -  объём торговли ситцем лишь многократно возрастал. Вопреки отчаянным протестам старой элиты, родовые поместья дали путёвку в жизнь фактору производства под названием «земля». Встреченный криками возмущения со стороны как работодателей, так и цеховых мастеров, экономический «труд» решил проблему безработных подмастерьев и лишённых своей земли крестьян.

Великая колесница нашего общества, прежде беззаботно катившаяся по колее традиции и стабильности, вдруг оказалась оснащённой двигателем внутреннего сгорания. Сделки, сделки, сделки и выгода, выгода, выгода - именно таким оказалось новое и поразительно-эффективное топливо».

Роберт Хайлбронер, Философы от мира сего, М., «Колибри», 2008 г., с. 35-36 и 39.