«Хотя, по общему мнению, он был гений, избрали его в нашу Академию наук после того, как он стал членом Академий наук - американской, французской, английской. Пророков в своём отечестве нет, гениев тем более. Им, там, за границей, наш гений виднее.
Речь идёт о Владимире Игоревиче Арнольде. О том, что он был за человек, мне известно не так много. Хотя мы переписывались. Математик. Последние годы жил во Франции. И всё резче выступал о недостатке математического образования.
И во Франции, и в США едко высмеивал математическую безграмотность среди европейских студентов. Если бы только математическую. Он писал мне, что во Франции 20 процентов новобранцев полностью неграмотные (2000 год). Огорчала его и наша отечественная дремучесть. Не у солдат, а у учёных. Он прислал мне свою статью: «Что такое математическая физика», писал для журнала «Успехи математических наук». Казалось бы... Журнал считается вполне респектабельным. Арнольд - академик, лауреат и прочее, а получает отказ. Статью отклоняют по двум причинам:
1 - «Статья выражает мнение автора». Спрашивается, а чьё мнение должен выражать автор?
2 - «В журнале «Успехи математических наук» нужно писать об успехах, а не о недостатках»!!! Видимо, о недостатках должен писать специальный журнал.
Его считали фрондёром, даже во Франции он был фрондёром, объяснял французским студентам, что они недоучки. Фрондёр - слово французского происхождения, но в любых науках учёный - фрондёр, недовольный существующими работами, явление необходимое.
У В. И. Арнольда были свои особенности. Обычно он писал свои работы начисто, без черновиков, примерно как Моцарт.
Интересно, какие для него были в мировой математике великие: Ньютон - Эйлер - Гаусс - Пуанкаре - Колмогоров. Я обрадовался такому списку - всё-таки из пяти двое наших.
Владимиру Арнольду приписывают немало - создатель математического языка, создатель теории катастроф, отец современной вещественной алгебраической геометрии. В каждой области, в какой он работал, он становился классиком. Я не специалист, совсем не специалист, я могу только ссылаться на чужие мнения, но хочется отдать должное человеку, который на родине вполне заслужил памятника.
Однажды его пригласили на слушания в Государственную думу. В своей речи он наговорил немало огорчительного:
«Россия сократила свои расходы на науку за десять лет в десять раз. Уровень подготовки школьников опустился ниже уровня церковно-приходских училищ, что были у нас до революции».
Складывается впечатление, что это - «План подготовки рабов, обслуживающих господствующих хозяев, этих рабов учат разве что основам языка хозяев, чтобы они могли понимать приказы».
Гранин Д.А., Человек не отсюда, СПб, «Лениздат», 2014 г., с. 212-214.