«В чистом, выдержанном до конца виде этот тип спора встречается редко, только между очень интеллигентными и спокойными людьми.
Если сойдутся два таких человека, и для обоих их данная мысль не кажется уже совершенно готовой и припечатанной истиной, и оба они смотрят на спор как на средство проверки, то спор иногда получает особый характер какой-то красоты.
Он доставляет, кроме несомненной пользы, истинное наслаждение и удовлетворение; является поистине «умственным пиром». Тут и сознание расширения кругозора на данный предмет, и сознание, что выяснение истины продвинулось вперёд, и тонкое, спокойное возбуждение умственной борьбы, и какое-то особое, эстетическое интеллектуальное наслаждение.
После такого спора чувствуешь себя настроенным выше и лучше, чем до него.
Даже если нам приходится «сдать позицию», отказаться от защищаемой мысли и т.д., некоторое неприятное сознание этого совершенно может отойти на задний план по сравнению с другими впечатлениями. Такой спор есть по существу совместное исследование истины.
Эта высшая форма спора, самая благородная, и самая прекрасная».
Поварнин С.И., Спор. О теории и практике спора, М., «Флинта»; «Наука», 2002 г., с. 22-23.