Подготовка профессиональной элиты
Функционирование научной школыФункционирование научной школы
Подготовка ТЛ учениковПодготовка творческой личностью Учеников
X
Подготовка профессиональной элиты
Функционирование научной школыФункционирование научной школы
Подготовка ТЛ учениковПодготовка творческой личностью Учеников
X
«Настоящие научные контакты с Яковом Ильичом у меня начались, когда спустя некоторое время после окончания университета меня приняли на работу в теоретический отдел Физико-технического института, которым он же и руководил. Я попал в совершенно новую для меня обстановку. Атмосфера научного энтузиазма, беспрерывного научного поиска была характерна для всего Физико-технического института, в частности, для его теоретического отдела.
Если можно так выразиться, жизнь сотрудников теоретического отдела складывалась из трёх компонентов: изучения текущей литературы, чему Яков Ильич придавал очень большое значение, самостоятельной работы и еженедельного теоретического семинара, который играл большую роль в жизни отдела.
На семинаре обычно докладывались либо новые работы из текущей литературы, либо самостоятельные исследования Якова Ильича и его учеников. Как известно, круг научных интересов Якова Ильича был необычайно широк. Это была и электродинамика, и квантовая механика, и теория конденсированного состояния, и теория металлов, и теория электролитов, и многое другое. При этом доклады строились так, как будто бы участники семинара знают состояние вопроса на сегодняшний день. Конечно, новичкам, вроде меня, было чрезвычайно трудно понимать эти доклады и осваивать их содержание…».
Самойлович А.Г. в Сб.: Воспоминания о Я.И. Френкеле, Л., «Наука», 1976 г., с. 69.
«Мне посчастливилось быть студентом Якова Ильича. На лекциях по теоретической физике, которые он читал студентам физико-механического факультета, мы узнавали много нового, многое из того, чего ещё нельзя было прочитать в то время в учебниках. Однако наиболее существенным вкладом Якова Ильича в воспитание научной молодёжи - а этому делу он уделял много времени на протяжении всей своей жизни - было руководство студенческим семинаром.
Согласно проводимому Яковом Ильичом плану этого семинара, каждый его участник должен был выступить с обзорным докладом о современном состоянии той или иной области или раздела физики. В качестве одного из таких докладчиков я, например, делал доклад о магнетизме, включая теорию и эксперимент.
Каждый студент при подготовке своего доклада должен был прочитать всю имеющуюся по данному вопросу основную литературу, невзирая на то, на каком языке - русском, немецком, английском или французском - были написаны соответствующие статьи.
В то время, в первой половине 20-х годов, овладеть действительно всей научной литературой по тому или иному вопросу - конечно, при большом усердии и затрате значительного времени - было ещё вполне возможно, так как по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, эта литература была крайне скудной.
Польза от этих докладов, прежде всего для самих докладчиков, была двоякая. Изучив практически весь материал (часто не без помощи Якова Ильича), каждый докладчик как бы становился специалистом в этой узкой области, не говоря уже о том, что прочтение и прослушивание докладов по различным разделам физики чрезвычайно расширяло наш научный кругозор. Кроме того, необходимость ознакомления со всей основной литературой приучала нас к чтению научных статей, а это в немалой степени способствовало изучению основных иностранных языков. Это сделалось для нас настолько обычным и само собой разумеющимся, что впоследствии я часто бывал крайне изумлен, встречаясь со случаями, когда молодой научный работник из-за незнания языка не мог прочесть английскую или немецкую статью».
Кондратьев В.Н. в Сб.: Воспоминания о Я.И. Френкеле, Л., «Наука», 1976 г., с. 40-41.
«Основной формой общения Якова Ильича с сотрудниками были еженедельные заседания замечательного теоретического семинара в Физико-техническом институте, которым он руководил на протяжении трёх десятилетий.
Этому семинару он придавал большое значение; семинар являлся для молодых теоретиков настоящей школой научного мастерства.
На нём докладывались и обсуждались оригинальные работы Якова Ильича, его сотрудников, теоретиков из других учреждений, делались реферативные доклады по текущей литературе. Тематика была очень разнообразной, в основном соответствующей интересам Якова Ильича. Число участников обычно не превышало 10-15 человек: физиков-теоретиков в 30-годы было ещё немного. Обсуждения на семинаре всегда велись очень оживленно, докладчику задавали вопросы по ходу изложения, возникали дискуссии. Часто критиковали и, Якова Ильича, но он никогда не обижался на это и старался найти правильные ответы на поставленные в дискуссии вопросы.
Практически всех сотрудников по Институту химической физики Яков Ильич привлёк к преподаванию на руководимой им кафедре теоретической физики в Физико-механическом институте, созданном в 1930-1931 гг. на базе физико-механического факультета Политехнического института (в 1934 г. Физико-механический институт вошел в качестве инженерно-физического, факультета в Индустриальный институт)».
Ельяшевич М.А. в Сб.: Воспоминания о Я.И. Френкеле, Л., «Наука», 1976 г., с.195.