Нетривиальные / творческие лекции Я.И. Френкеля

«Лекции Якова Ильича - это особая тема. Они были богаты по содержанию, всегда с оригинальным подходом, темпераментные. В математической части он не стремился к скрупулёзной строгости и, увлёкшись, подчас допускал описки в преобразованиях. Иногда в конце вывода можно было услышать: «Вот мы и получили то, что надо. Правда, «пи» должно быть не в числителе, а в знаменателе, а «эр» не в первой степени, а в квадрате. Остальное всё верно».
Нас это нисколько не смущало. Ведь всё наше внимание было привлечено к физике. Лекции по теоретической физике мы шутя называли лекциями по экспериментальной математике. Иногда «плотность информации» была столь велика, что переварить её сразу оказывалось не под силу. Помню, на одной из лекций по партам пошла записка: «Распишитесь, кто понял меньше половины». Расписались все, и записку подали Якову Ильичу. Он весело рассмеялся и пообещал в следующий раз повторить лекцию. Свое обещание он сдержал. Тема была та же, но это была совсем другая лекция. Думаю, что вообще за всю жизнь Яков Ильич не прочитал двух одинаковых лекций. Ведь на каждой лекции он творил».

Александров А.П. в Сб.: Воспоминания о Я.И. Френкеле, Л., «Наука», 1976 г., с. 60.

 

«Во многих шуточных формулировках таилась лишь впоследствии осознанная нами полезность для запоминания так называемых мнемонических правил и броских аналогий. Так, математический маятник на лекциях Якова Ильича неожиданно превратился в ногу идущего человека, частота шагов которого определялась законами колебательного движения маятника. А для запоминания этих законов на всю жизнь была брошена опорная фраза: «Человек помахал ногами из пункта А в пункт Б». Из гущи политических событий тех лет возникла формулировка Я. И. Френкеля о «коллективизации» свободных электронов в металлах, позволившая на всю жизнь запомнить основные физические идеи, связанные с поведением этих электронов».

Тодес О.М. в Сб.: Воспоминания о Я.И. Френкеле, Л., «Наука», 1976 г., с. 81.

 

«Некоторые считают, что Яков Ильич был не самым лучшим лектором. Я совершенно не согласен с этим. Конечно, он поступал не по-лекторски, когда, придя на очередную лекцию (он читал нам курсы статистической механики, статистической физики, электродинамики, разделы теории твёрдого тела), вдруг непринужденно заявлял: «Знаете, то, что я вам рассказывал на последней лекции, оказалось неверным - отложим это. Я вам лучше расскажу...», - и он рассказывал нам о своих новых идеях, излагал результаты последних своих работ. Он вёл себя с нами на равных, подымая нас до большой, «взрослой» физики, вовлекая нас в творчество. […]
Яков Ильич был очень интересным собеседником, особенно если речь заходила о запутанных вопросах физики. Он буквально фонтанировал идеи, предлагал один вариант, часто тут же его отвергал, выдвигал новые и т. д. Такие беседы с ним были исключительно плодотворны, если в них принимали участие люди, имевшие свою точку зрения. В противном случае собеседник мог «утонуть» в этом фонтане мыслей, предложений, гипотез».

Лазарев Б.Г. в Сб.: Воспоминания о Я.И. Френкеле, Л., «Наука», 1976 г., с.101.

 

«Лекции Якова Ильича всегда были удивительно необычными и, пожалуй, принципиально не могли быть тривиальными, потому что он на лекции творил, и мы могли наблюдать за творческой «кухней» учёного-теоретика - как он тут же, у нас на глазах, придумывал новый способ доказательства, по-иному выводил то или иное уравнение, улучшал старые и приводил новые формулировки и т. д. Это были очень поучительные лекции, несмотря на то, что в процессе своего творчества, как я уже говорил, Яков Ильич допускал массу ошибок, часто стирал написанное на доске и снова писал, однако в итоге неизменно находил желаемое.
А что он хотел, он всегда знал.
Попутно скажу, что с такой же творческой системой мы встретились на последнем курсе, на семинарах Владимира Александровича Фока. Приходя на занятия, Фок придумывал задачу, которую сам никогда раньше не решал, и тут же предлагал нам ею заняться. Мы сообща принимались за дело. В конце концов решал её сам Владимир Александрович, но мы видели, как методом проб и ошибок получался ответ, находилось правильное решение поставленной задачи.
Для Я. И. Френкеля такой стиль был характерен в основном на лекциях, читаемых впервые».

Кикоин И.К. в Сб.: Воспоминания о Я.И. Френкеле, Л., «Наука», 1976 г., с. 52-53.