«В 1646 году Паскаль встретился с янсенистами.
Движение янсенистов семнадцатого века началось в рамках католической церкви и вызвало ожесточённые споры, особенно во Франции. Корнелий Янсений был католическим епископом Ипра. Его беспокоило, что в католической церкви заметно снижался нравственный уровень и она всё дальше уходила от учения Августина о благодати. Он сам интенсивно изучал работы Августина и написал обширное изложение его учения, которое так и называлось «Августин». Это сочинение сразу встретило сопротивление со стороны иезуитов, которые наиболее яростно противостояли учению Августина.
Они сделали так, что в 1653 году папа осудил пять предложений, возможно, взятых из «Августина». Однако спор на этом не закончился. Янсенисты согласились с тем, что осуждённые предложения были еретическими, но отвергали утверждение, что сам Янсений учил этому – во время жизни Паскаля шла жестокая борьба между иезуитами и янсенистами. Последние борись за своё выживание. Благодаря янсенистам семья Паскаля обратилась к более серьёзной религиозной жизни.
Блез продолжал свои научные исследования. В 1651 году умер его отец и одна из его сестёр стала монахиней в Пор-Рояле, центре янсенизма. Блез некоторое время этому противился, но в 1654 году он пережил второе и окончательное обращение. Об этом записано в его «Воспоминаниях», которые он продолжал до самой своей смерти.
«Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» - это не Бог философов и учёных. Несомненность, несомненность, ощущение, радость, мир. Бог Иисуса Христа».
После этого обращения связи Паскаля с Пор-Роялем укрепились. 1655 год стал критическим временем для янсенизма. Антуан Арно, руководитель движения, предстал перед судом в Сорбонне из-за своих убеждений. Паскаль пришёл к нему на защиту, написав анонимно «Письма к провинциалу».
Прежде всего, это было сатирическое произведение, направленное против иезуитов. Анонимный автор предстаёт как сторонний наблюдатель, описывающий для своего друга происходящие в Париже события. Паскаль утверждает, что янсенистская доктрина благодати не принадлежит Кальвину, как было записано в обвинении, а Августину и богословам-Доминиканцам. Он также высмеивал иезуитскую доктрину о «вероятности», с помощью которой они могли иногда оправдывать низкие нравственные принципы. Первоначально предполагалось, что доктрина эта будет защищать кающегося от твердолобых исповедников, которые могли, воспользовавшись своей властью, отказать человеку в отпущении греха. Но иезуиты стали использовать эту доктрину, чтобы всякий грех представить как незначительный, так как теперь любые действия, одобренные любой властью, какими бы ужасными они не были, не могли более считаться грехом.
«Обращаюсь, чтобы ещё раз удостовериться, отец, - сказал я, - что есть большая польза от ваших (иезуитских!) докторов. Почему два человека, когда совершают одинаковый поступок, один из них, незнакомый с вашей доктриной, знает, что грешит, другой же, зная о вашей доктрине, так не считает! Таким образом, она и обвиняет, и оправдывает. Закон Божий производит преступников, согласно святому Павлу, а эта доктрина делает практически любого невиновным. Я умоляю вас, отец, рассказать мне о ней. Я не оставлю вас, пока вы не расскажете мне все ваши главные принципы, установленные вашими казуистами».
«Письма к провинциалу» 6
Самая величайшая работа Паскаля - его сочинение «Мысли». Это фрагменты, которые иногда записывались на кусочках бумаги. Они задумывались как материал для «Апологии христианской религии», предназначенной для скептиков и рационалистов. Это сочинение стало первой ласточкой в современной апологетике. Однако здоровье Паскаля стало ухудшаться, и он умер молодым в 1662 году. Один из его самых известных аргументов, это аргумент пари. Есть Бог или нет? Есть ли жизнь вечная? Разум не может с уверенностью ответить на эти вопросы, однако нам предстоит сделать выбор и решить, как мы должны жить. Каковы же ставки? Со своей стороны мы ставим наши краткие земные жизни. Если мы выигрываем, то выигрыш - вечное счастье. И даже если мы проигрываем (потому что нет Бога), то все, что мы теряем, - это жизнь порока, приобретаем же характер добродетельный.
Для предусмотрительного игрока есть только один здравый выбор. Скептик же должен хотя бы серьёзно исследовать утверждения христианства.
Паскаль отводил философии и разуму ограниченную роль:
«Последний шаг разума - это признание, что существует бесконечное множество вещей, которые находятся за его пределами. Разум слаб, если не доходит до осознания хотя бы этого».
«Мысли» 188
«У сердца свои доводы, о которых разум ничего не знает». «Мысли» 423»
Тони Лейн, Христианские мыслители, СПб, «Мирт», 1997 г., с. 226-228.