Смысл жизни человека и человечества по В.И. Курашову

«Проблема смысла жизни - извечный вопрос любого человека и мировой философии. В наше время меркантилизма, прагматизма, эвдемонизма и неоязычества человеку предлагается нечто преходящее, что никак не может удовлетворить философски мыслящий разум.

В связи с этим весьма важным является анализ философских учений о смысле жизни и выделение актуальных для нашего времени составляющих.

Практически все концепции смысла жизни укладываются в следующие пять типов:

1) нет никакого смысла, либо же он недоступен человеческому познанию;

2) смысл жизни в самой жизни (но это не ответ, а уход от ответа на вопрос путём пустой тавтологии);

3) смысл в том, чтобы посадить дерево, построить дом, вырастить детей и т. д. Такое решение проблемы смысла жизни на уровне расхожего обывательского сознания в этическом смысле неплохое, но оно не отвечает на принципиальный вопрос, в чём конечный смысл жизни: ведь ребёнок, став взрослым, задастся таким же вопросом и аналогичный ответ на него продемонстрирует движение в дурную бесконечность биологического сохранения вида;

4) конечного смысла нет, но есть земное счастье и его нужно получать как можно больше (эвдемонизм в представлении Эпикура и последователей);

5) смысл жизни определён в религиозных учениях:

а) смысл жизни в пути к жизни после смерти (в Царствие Небесное) в соответствии с основами священных писаний и священных преданий (иудаизм, христианство, ислам);

б) смысл жизни в избавлении от страданий путём достижения нирваны, как, например, в буддизме (в этом случае человек уходит от жизни, а вместе с этим утрачивается и сам вопрос о смысле жизни).

Проблема смысла жизни - ключевая проблема человечества. Однако она, фактически, по-разному рассматривается естественными, гуманитарными и социально-экономическими науками. Наряду с философией одной из наиболее близких к проблеме человека и, следовательно, близкой к вопросу смысла его существования дисциплин является биология, т. е. буквально наука о жизни.

Смысл человеческой жизни с точки зрения биологии как науки, наиболее близкой к проблеме человек после философии, - продолжение рода. Смысл жизни может обсуждаться при чисто биологическом подходе только на уровне популяции, жизнь особи безразлична такому подходу. Как я уже замечал выше, более того - жизнь больных и убогих есть зло для сохранения популяции в смысле воспроизводства полноценного генетического материала. Интуиция человека естественно протестует против такого смысла.

Думаю, будет правильнее сказать, что понятие смысла жизни человека тождественно его индивидуальной миссии в земной жизни. С моей точки зрения, смысл жизни и смысл смерти - тождественные проблемы, и, решив одну, мы решаем другую. Человек должен решить трудную, но разрешимую философскую проблему познания самого себя прежде всего с точки зрения осознания своей миссии в земном существовании, задаваемой высшим Началом.

Повторю здесь ключевую установку, высказанную уже выше. Смысл жизни человека - жить согласно своему предназначению, т. е. выполнять через познание самого себя свою индивидуальную миссию. Конечно, выполняя миссию, присущую всем людям, - жить в любви к Богу и ближнему».

Курашов В.И., Начала прагматической антропологии, М., «КДУ», 2007 г., с.133-134.

 

Постановка проблемы  «В чём смысл жизни человека?» с помощью понятия «переход к надсистеме».