«В философии, религии и культуре по-разному понималась проблема человека, в зависимости от чего по-разному шло осмысление и понятия Сверхчеловек как высшего, качественно иного существа, которое в физическом и в духовном отношении превосходит возможности человеческой природы.
В древнегреческих мифах, например, понятие Сверхчеловек, находит своё воплощение в образах «полубогов» и «героев»: Прометей, Геракл, Одиссей. Кроме того, в различных религиях мы также находим героев - святых, чьи поступки были направлены на служение людям, на защиту их жизненных интересов.
Однако главное содержание идеи Сверхчеловека мы находим в христианстве, для которого Сверхчеловек - это, прежде всего, Иисус Христос. Как сын Божий и сын Человеческий, он не столько стремится укрепить в человеке веру в Бога-отца, сколько стремится возвысить самого человека, укрепить его веру в себя и свои возможности. Иисус учит: «по вере Вашей, да будет Вам», «и что не пожелаешь с верой: будет». Иисус учит нормальным человеческим отношениям и приходит к людям не для того, «чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих». Через подражание Христу в рамках христианской этики любви любой христианин получил действительную возможность преображать свою человеческую сущность в направлении богоподобия.
В светской идеологии Возрождения мы тоже находим ряд теорий Сверхчеловека. В одних концепциях - это гений, сравнимый Богу творец, которому всё по плечу. В других - это носитель абсолютной политической власти, получивший моральное право на господство. Примером может служить идеал монарха, описанный Н. Макиавелли в «Государе». Подобный образ Сверхчеловека, освобождённого от нравственных норм, мы находим у Ф. Ницше.
Что же касается российской ментальности, то проблема героизма получила своё воплощение в образе профессионального революционера и далее в образе «вождя» и массовых героических действий общественного класса или даже всего народа. Но в любом случае героические действия направлены на общее благо, на защиту справедливости, на общественное служение, на создание атмосферы любви.
Поэтому главное в воспитании - это научить человека высоконравственным формам социальных действий, при помощи которых индивид сможет добиваться своих личных целей. В этой связи ни античные герои, ни тот или иной образ Сверхчеловека в более позднее время не могут служить образцом для нашего современника. Задача состояла в том, чтобы дать ему такой образец. И Альберт Швейцер сумел это сделать. Он пришел к выводу, что оправданным было бы первую, эгоистическую половину жизни жить для себя, посвящая время своему становлению, науке и искусствам, чтобы затем посвятить себя непосредственному служению другим. Являясь результатом почти десятилетних раздумий, эта мысль полностью завладела А. Швейцером, и произвела в нем духовный переворот. Многие считают, что дать этому процессу удовлетворительное объяснение, не представляется возможным. На наш взгляд, напротив, духовный переворот - следствие обычного интеллектуального и социального развития человека, обусловленного переходом от одних, эгоистических форм обмена к другим более совершенным, альтруистическим. Переворот от эгоизма к альтруизму свидетельство того, что человек повзрослел и развился до нормы без задержки. Тогда как большинство даже пожилых людей, наших современников, не говоря уже о политиках и бизнесменах не замечая того, отстают в своем нравственном развитии. […]
… общечеловеческие нормы социальной зрелости призваны и сегодня развивать у людей стремление к высоким целям, к альтруизму и солидарности, непримиримое отношение к любому насилию и несправедливости, способность к сопереживанию всему живому. Они должны ориентировать людей на отношение взаимного и вознаграждаемого служения, или даже на «бескорыстное» служение тем, кого мы любим. Эти отношения должны стать общечеловеческим идеалом, главным ориентиром всех наших практических действий и поступков. Без этого ни один человек и ни один народ никогда не сможет избавиться от детской ментальности, никогда не сможет повзрослеть.
В контексте изложенного становится понятным, что богатством страны является не только интеллектуальный потенциал её народа, но и его нравственный потенциал, т.е. те общественные отношения, которые царят в обществе и которые эволюционируют от безнравственных, авторитарных отношений прошлого и настоящего к гуманистическим, социально-этичным отношениям будущего. Становится понятным, что в условиях либерального и сервистического времени людям нужны новые герои, которые воспринимают мир не как безжалостную борьбу всех против всех в условиях тотальной ненависти, а как соревнование, как взаимное и вознаграждаемое служение, обусловливающее социально-этичный рынок постиндустриального общества.
Для действительного Сверхчеловека - «сервисмена», - каким и должен быть представлен современный герой, жизнь - это не борьба между людьми за господство, жизнь - это служение им. Через удовлетворение потребностей других людей, через заботу о своих близких, через служение своим покупателям или пациентам, через служение своим избирателям, народу или окружающей природе, т.е. в условиях социально-этичных (рыночных) отношений, человек сможет получать все, что ему нужно, в том числе, стать богатым и влиятельным. Современная же мораль продолжает оставаться моралью недоразвитых в социальном отношении типов, это мораль «господ» и «холопов», это орудие их совместного выживания, господства.
Поэтому в общественном сознании следует утвердить новую сервистическую мораль и провозгласить появление нового героя - сильного, доброго, справедливого и богатого Сверхчеловека, а не жестокого и эгоистичного ублюдка, с «невинной совестью хищного зверя», какими, в частности, презентуют себя перед обществом некоторые современные политики, чиновники и бизнесмены.
Две руки даны нам были,
Чтоб вдвойне добро творили, -
Но не с тем, чтоб грабить вдвое,
Прикарманивать чужое,
Набивать свои ларцы
Как иные молодцы.
(Чётко их назвать и ясно
Очень страшно и опасно.
Удавить! Да вот беда:
Все большие господа - )
Понимая и принимая перспективу общественного развития как постепенный переход от авторитарных к либеральным и далее к сервистическим общественным отношениям, мы видим, что одновременно с этим происходит переоценка (переворачивание) прошлых ценностей, в результате чего жестокий и добрый, подлый и справедливый меняются местами, и на этой диалектической основе формируются новые общечеловеческие ценности.
Отсюда формируется точка зрения на современную мораль как на инструмент приведения к гармонии личных и общественных интересов. Причем общественные интересы должны признаваться более важными, нежели личные, но которые ни в коем случае не отменяют и не подчиняют себе личные интересы. Поэтому идея служения - это тот мост, который способен соединить частный интерес личности, нации или этноса с общечеловеческим интересом, выраженным в форме процесса глобализации. Из этого следует, что только идея служения способна обеспечить движение от локальных культур и цивилизаций к единому Мировому Сообществу. С одной стороны, она будет обеспечивать культурное разнообразие, тогда как с другой - цивилизационное единство».
Ротенфельд Ю.А., Миссия патриарха. Философские начала мудрости, СПб, «Европейский дом», 2008 г., с. 161-165.