«В России представления о Мастере «задержалось».
Это хорошо видно по тому, что достигший высокого уровня квалификации воспринимается не как специалист, а как некое высшее существо или как волшебник.
В раннем средневековье Британии Мерлин считался потусторонним созданием. Он умел поднимать гигантские камни и строить из них обсерватории, рассчитывал календарь, лечил больных и раненых. Ясно - колдун. Мерлин, «как известно», происходил от «демона ночи», и до сих пор спит летаргическим сном в неведомых подземельях Уэллса. Возможно, когда-нибудь он ещё встанет... Это современная писательница вывела Мерлина умным и учёным, но никак не колдуном и ясновидящим. В Средневековье верили именно в Мерлина-колдуна. Фольклорный образ германского «доктора Фаустуса» тоже прошёл путь от колдуна, продающего душу дьяволу, до великого учёного, который и самого дьявола обыграл.
В XVII-XX веках Европа начинает бояться не колдуна и не прихвостня Князя Тьмы, а «сумасшедшего учёного»: специалиста, который поставил свои знания и таланты на службу Злу. Капитан Немо, «враг человечества», Джека Лондона, доктор Моро или Кэйвор Уэллса - это литературные образы великих учёных, поставивших себя вне рода людского.
В определённом смысле их всех можно назвать и Мастерами - но это будет явная натяжка. Их сила - в собственном умении и труде.
Современные американские мультики про профессора, придумавшего способ грабить банки через 5-е измерение или качать из другого измерения автомобили - из той же оперы.
А в России в XVIII веке появляется цикл историй про Якова Брюса, в которых он .выступает не как «сумасшедший учёный», а как типичный средневековый «учёник дьявола».
Буровский А.М., Философия: два типа мастеров / Мастер и профессионал: история и современность: Сборник статей в честь 70-летия профессора Константина Семёновича Пигрова / Под ред. И.В. Кузина, СПб, «Издательство Санкт-Петербургского университета», 2009 г., с. 81-82.