Примеры «бегства от действительности» творческой интеллигенции по Чеславу Милошу

В социалистических странах для работников литературы и искусства характерны различные варианты  «бегства от действительности»:

«Писатели копаются в старых текстах, комментируют и издают старых авторов.

Охотно пишут книги для детей, где свобода фантазии допускается несколько большая.

Многие выбирают университетскую карьеру, потому что исследования истории литературы дают предлог без опаски погружаться в прошлое и общаться с вещами большой эстетической ценности.

Множится также число переводчиков классической поэзии и прозы.

Художники ищут выход для своих интересов в иллюстрировании детских книг, где выбор ярких красок может быть оправдан тем, что они рассчитаны на «наивное» детское воображение.

Театральные режиссёры, платя положенную дань постановкам плохих современных пьес, стараются ввести в репертуар Лопе де Вегу или Шекспира».

Чеслав Милош, Порабощённый разум, СПб, «Алетейя», 2003 г., с. 109.