Метапроза по Патриции Во

«Неоднократно упоминавшееся исследование Патриции Во: Waugh P. Metafiction: The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction. L., 1984, фокусируется не столько на классификации метапрозы, сколько на выявлении её сущностных характеристик.

По мнению Во, следующие приёмы часто используются в комбинациях, но также могут существовать отдельно друг от друга.

1. Метапроза, как правило, использует интертекстуальные референции и аллюзии с помощью а) описания художественных систем; б) включения аспектов литературной теории и критики; в) создания биографий вымышленных писателей; г) представления или обсуждения произведений, приписанных вымышленному писателю.

2. Авторы метапрозы часто переходят на разные уровни повествования, а) начиная комментировать написанное; б) сравнивая себя с вымышленными персонажами; в) открыто обсуждая вопрос о том, как трансформируются повествовательные условности и приемы; г) стремясь доказать, что не существует единой истины и реальности.

3. Метапроза тяготеет к экспериментальным приёмам, а) отвергая конвенциональный сюжет; б) отказываясь от попытки воплотить реальность; в) разрушая повествовательные условности с целью показать «реальность» как в высшей степени сомнительный концепт; г) преувеличивая основы своей нестабильности; д) выставляя напоказ рефлексивность…»

Зусева-Озкан В.Б., Поэтика метаромана: «Дар» В. Набокова и « Фальшивомонетчика» А. Жида в контексте литературной традиции, М., «Российский государственный гуманитарный университет», 2012 г., с. 27-28.