Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Творческий дуэт, триоТворческий дуэт,трио
X
Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Творческий дуэт, триоТворческий дуэт,трио
X
«Психолог Дэвид Кентор однажды организовал то, что можно назвать первым реалити-шоу. Чтобы изучить, как шизофрения проявляется в семье, Кентор установил камеры в разных комнатах домов и внимательно отсматривал многочасовые плёнки, на которых записывалась жизнь этих людей. Вскоре Кентор выявил схему, по которой происходят события снова и снова в каждой группе, независимо от влияния шизофрении.
Анализируя пленки, Кентор обнаружил, что в каждой семье есть люди, которые играют четыре основные роли.
Первая роль - инициатор: тот, кто всегда что-то придумывает, берётся за новые проекты и предлагает новые пути развития.
Вторая группа - противоположность инициатору: блокирующие игроки.
В любой новой идее, которую предлагают инициаторы, блокирующие находят недостатки. «Поехали в Диснейленд!» - говорит инициатор. - «Нет. Слишком дорого», - возражает блокирующий. «Давайте откроем свою компанию». - «Большинство закрывается, не дожив и до года».
Если общение с инициаторами вдохновляет нас, нам хочется пойти и сделать что-то интересное, то достаточно провести пару минут с блокирующими, и это отобьёт всякую охоту что-либо делать. Конечно, проще всего было бы воспринимать блокирующих как обычных ворчунов, но мы увидим, что они играют важную роль в сохранении баланса в группе.
Третья роль - сторонние наблюдатели - равнодушные, нейтральные, лишь констатирующие происходящее.
Инициаторы и блокирующие обречены вечно бодаться друг с другом, и тогда в игру вступает четвертый тип игроков - адаптирующиеся, которые понимают обе стороны. Если надо принять решение, адаптирующиеся, рассмотрев объективно все «за» и «против», обязательно примут сторону инициатора или сторону блокирующего. Они как бы берут на себя роли всех трех типов. Люди вполне возможно, меняют роли в зависимости от ситуации. Например, если я хочу купить машину, то я инициатор, а если мне эта идея не нравится, то я блокирующий. Если же этот вопрос мне неинтересен, я буду всего лишь наблюдателем.
Хотя это лишь примерная классификация человеческих типов, понимать их очень важно. Если хотите изучить вопрос глубже, можете получить от этого немалое удовольствие. Нужно всего лишь включить фильм «Звездные войны». Четыре основных героя как раз демонстрируют четыре основных типа отношений к ситуации. Взглянем на них подробнее. […]
Несмотря на то что всегда хочется отмахнуться от них, блокирующие действительно играют важную роль в сохранении баланса в группе. Блокирующий может стать тормозом, предотвратившим падение с опасного утёса. Даже если блокирующий неправ, его мнение, по крайней мере, расширяет обсуждение проблемы и даёт всем остальным возможность взглянуть на вещи с другой точки зрения.
Известный исследователь Эрнст Шеклтон приказывал блокирующим людям в его команде ночевать в его собственной палатке. Когда он ставил перед командой те или иные задачи, блокирующих он собирал вокруг себя. Таким образом, он мог свести к минимуму их негативное влияние и при этом выслушать их мнение.
«Блокирующие действительно играют важную роль в сохранении баланса в группе». Исследования работы присяжных, проведенные политологами, показали, что, когда кто-то готов высказать мнение меньшинства, это делает группу более сбалансированной, а процесс принятия решения - более скрупулёзным и эффективным. Это верно, даже если мнение меньшинства ошибочно.
Конфронтация с несогласными призывает людей гораздо тщательнее проанализировать свою собственную точку зрения. Это не значит, что идеальный суд присяжных действует по сценарию фильма Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» (Twelve Angry Men), в котором один человек убеждает остальных одиннадцать в том, что все они ошибались.
Но это значит, что даже одно отличное от большинства мнение поможет группе принять более мудрое решение».
Цитируется по: Дэмиан Хьюз, Как изменить абсолютно всё, М., «Претекст», 2014 г., с. 109.